РП ООО ВД Основы журналистики

Некоммерческое частное общеобразовательное учреждение «Гимназия «Во имя Святых Царственных Страстотерпцев»

СОГЛАСОВАНО
на заседании Педагогического совета
НЧОУ «Гимназия «Во имя Святых Царственных Страстотерпцев»
Протокол № 1 от 30 августа 2023 года

УТВЕРЖДАЮ
Директор НЧОУ «Гимназия «Во имя
Святых Царственных Страстотерпцев»
________Левина О.В.
приказ № 2 од
от 31 августа 2023года

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6 К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ
Составила Бердюгина М.Н.,
педагог дополнительного образования

2023-2024 учебный год
г. Екатеринбург

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
•
•
•
•
•

Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от
29.05.2015 № 996-р;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом
Минпросвещения от 31.05.2021 № 287;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленные письмом Минобрнауки от 18.08.2017 №
09-1672;
Основной образовательной программой ООО, рабочей программой воспитания ООО НЧОУ «Гимназия «Во имя Святых Царственных
Страстотерпцев»

Программа «Основы журналистики» основана на комплексном подходе к подготовке молодого человека к жизни в современную так
называемую «Информационную эпоху», умеющего отличать истинную информацию от ложной, ориентирующегося в потоке информации,
способного самостоятельно четко, понятно, образно изложить суть события, факта, явления, обладающего развитыми коммуникационными
навыками.
Основные направления программы:
1. Информационные жанры печатной журналистики.
2. Основы телевизионной журналистики.
Программа разработана с учётом особенностей обучающихся 7,8,9 классов. Программа является компонентом внеурочной
деятельности, рассчитана в 7-8 классе 35 часов, 1 час занятий в неделю, в 9 классе на 34 часа , 1 час в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ»
7-8 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы

-осознанное, уважительное и доброжелательное отношение
к другим людям, их мнению, мировоззрению
-ответственное отношение к выполнению заданий
-- понятия о жанрах журналистики;
- навыки изложения информации о событии, факте, явлении
окружающей жизни в печатном варианте;

Обучающийся получит возможность для формирования

-опыта в журналистике
-коммуникативной компетенции
-способности к саморазвитию и самообразовавнию
-нравственных чувств и нравственного поведения
-- медийной грамотности в плане создания контента в разных форматах
для СМИ;

- навыки подготовки видеосюжета – от сбора информации
до написания сценария.

- начальных профессиональных навыков журналистской и
медиакоммуникативной деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные
Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

- собирать информацию о чем-либо или о ком-либо
разными способами;
- логически выстраивать сообщение о событии, факте.

- формулировать задачу, связанную с поиском информации, как
последовательность определенных действий для достижения цели;
- структурировать творческий процесс создания медийного сообщения;
- обосновать аргументы, говорящие в пользу истинности полученной
информации.
Познавательные

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

- описывать человека или событие, явление образно, ярко
- выделять яркие, отличительные признаки явления или
человека;
- осуществлять анализ информации;
- строить рассуждения.

- выстраивать логическую цепочку, описывая развитие события,
последовательность фактов;
- делать выводы на основе критического анализа разных точек зрения;
- определять логические связи между фактами и событиями.

Коммуникативные
Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

- формулировать и задавать вопросы, касающиеся
определенной темы, для интервью;
- брать комментарий на любую тему;
- выстраивать позитивные отношения с человеком,
владеющим информацией;
- целенаправленно искать и использовать различные
информационные ресурсы для сбора информации.

- принимать позицию собеседника, отражая ее в тексте, в видеосюжете;
- аргументировано, корректно отстаивать свою точку зрения;
- проводить опрос, анкетирование и использовать их результаты в
материале;
- критически относиться к собственному мнению, при необходимости,
достойно принимать его ошибочность.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится

- грамотно писать информационную заметку о любом
событии, факте;
- проводить интервью и правильно его оформлять;
- проводить опрос;
- готовить собственный материал в изученных
информационных жанрах;

Обучающийся получит возможность научиться

- понимать роль журналистики и медиа в целом в развитии современного
общества;
- владеть основными журналистскими жанрами, используемыми в
печатных изданиях, на телевидении, в интернет-ресурсах;
- формировать подборку материалов для газеты/журнала в разных
жанрах;

9 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы

Обучающийся получит возможность для формирования

-эстетическое сознание
-готовность и способность вести диалог
-осознанное, уважительное и доброжелательное отношение
к другим людям, их мнению, мировоззрению
-ответственное отношение к выполнению заданий
- навыки изложения информации о событии, факте, явлении
окружающей жизни в печатном варианте;
- навыки подготовки видеосюжета – от сбора информации
до написания сценария.

-опыта в журналистике
-способности к саморазвитию и самообразовавнию
- медийной грамотности в плане создания контента в разных форматах
для СМИ;
- начальных профессиональных навыков журналистской и
медиакоммуникативной деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные
Обучающийся научится

- собирать информацию о чем-либо или о ком-либо
разными способами;
- логически выстраивать сообщение о событии, факте.

Обучающийся получит возможность научиться

- формулировать задачу, связанную с поиском информации, как
последовательность определенных действий для достижения цели;
- структурировать творческий процесс создания медийного сообщения;

Познавательные
Обучающийся научится

- описывать человека или событие, явление
- выделять яркие, отличительные признаки явления или
человека;
- осуществлять анализ информации;
- строить рассуждения.

Обучающийся получит возможность научиться

- выстраивать логическую цепочку, описывая развитие события,
последовательность фактов;
- делать выводы на основе критического анализа разных точек зрения;
- определять логические связи между фактами и событиями.

Коммуникативные
Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

- формулировать и задавать вопросы, касающиеся
определенной темы, для интервью;
- брать комментарий на любую тему;
- выстраивать позитивные отношения с человеком,
владеющим информацией;
- целенаправленно искать и использовать различные
информационные ресурсы для сбора информации.

- принимать позицию собеседника, отражая ее в тексте, в видеосюжете;
- аргументировано, корректно отстаивать свою точку зрения;
- проводить опрос, анкетирование и использовать их результаты в
материале;
- критически относиться к собственному мнению, при необходимости,
достойно принимать его ошибочность.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится

- грамотно писать информационную заметку о любом
событии, факте;
- проводить интервью и правильно его оформлять;
- проводить опрос;
- готовить сценарий для новостного сюжета;
Готовить сценарий и проводить телерепортаж,
специальный репортаж

Обучающийся получит возможность научиться

- понимать роль журналистики и медиа в целом в развитии современного
общества;
- владеть основными журналистскими жанрами,
- готовить подготовку подводок между сюжетами.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ» (7-8,9 КЛАССЫ, 35 ЧАСОВ в каждом классе)

Отличительной чертой данной программы является то, что она нацелена непосредственно на работу с информацией, на обучение
методам творческой обработки этой информации, созданию текстов и видео в журналистских жанрах.

Методы сбора информации, три источника информации: личные наблюдения, интервью, письменные источники. Факт в жизни и в
журналистике, интерпретация фактов. Информационные жанры печатной журналистики, их особенности и отличия от аналитических.
Специальные тренинги по сбору информации. Практическая работа: сбор информации, подготовка заметки, опроса, интервью.
Основные понятия в ТВ-журналистике. Информационные жанры телевизионной журналистики: опрос, новостной видеосюжет и его
структура, репортаж, интервью. Использование различных планов при съемке. Основные правила работы в кадре. Формирование выпуска
новостей. Особенности речи телеведущего и тележурналиста. Правила общения с героями телесюжета. Подготовка сценариев, съемки
телесюжетов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,
С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

7-8 класс
1. Организационное занятие
1. Типы средств массовой информации. Особенности каждого типа. Организация работы редакции.

1
1

2. Методы сбора информации. Способы выражения авторской позиции журналиста.
2
3. Информационная заметка, виды заметок.
4. Жанр репортажа, его особенности.

2
4

5. Опрос, виды опроса.

3

6. Жанр интервью.
4
7. Тренинг «Километр информации»
3
8. Подготовка собственного материала в одном из информационных жанров.
4
9. Зарисовка – малая форма очерка. Сбор информации для портретной зарисовки.

4
10. Этика журналистского творчества. Особенности коммуникации журналиста.
11. Общие понятия об аналитических жанрах в печатной журналистике.
13.Итоговое занятие

3
2
2
Итого 35

9

класс

1. Школьная телестудия: цели и особенности работы
1
2. Аудиовизуальная природа телевидения
1
3. Основные понятия в тележурналистике
1
4. Жанры телевизионных новостей. Сообщение.
2
5. Новостной сюжет, его особенности.
4
6. Виды композиций сюжета.
4
7. Подводки для выпуска новостей, их значение.
4
8. Смена планов при съемке сюжета и при монтаже.
4
9. Пишем сценарий для новостного сюжета.
4
10. Телерепортаж с места событий.
4

11. Специальный репортаж на ТВ, его особенности.
4
1
Итого 34

12. Итоговое занятие.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
7-8 класс
№
Дата
урока (неделя)
1.
1 неделя

Тема занятия

Описание содержания занятия

Организационное занятие

Знакомство с целями и задачами объединения

2.

2 неделя

Типы СМИ. Особенности каждого типа.
Организация работы редакции.

3.

3 неделя

4

4 неделя

5

5 неделя

Методы сбора информации. Отражение
авторской позиции в тексте.
Методы сбора информации. Отражение
авторской позиции в тексте.
Информационная заметка, виды заметок.

6

6 неделя

Информационная заметка, виды заметок.

Типы и виды средств массовой информации (печатные, ТВ, радио, интернетСМИ). Подростковые и школьные издания и телестудии. Структура
редакции газеты, телестудии.
Три источника информации: личные наблюдения, интервью(беседа),
письменные источники.
Способы отражения позиции автора в тексте (прямой, опосредованный).
Ответственность журналиста перед обществом.
5 основных вопросов для заметки. Хроникальная, обычная, расширенная
заметки, заметка-анонс.
Тренинг

7

7неделя

Жанр репортажа, его особенности.

Стилистические особенности репортажа..

8

8 неделя

Жанр репортажа, его особенности.

Репортаж с места события.

9

9 неделя

Жанр репортажа, его особенности.

Специальный репортаж

10

10

Жанр репортажа, его особенности.

Репортаж-исследование.

неделя
11

11неделя Опрос, виды опроса.

Опрос статистический и с расширенными ответами.

12

12неделя Опрос, виды опроса.

Подготовка вопросов для каждого из этих видов опроса.

13

13неделя Опрос, виды опроса.

15

15неделя Жанр интервью

16
17
18

16неделя Жанр интервью
17неделя Жанр интервью
18еделя Тренинг «Километр информации»

19

19неделя Тренинг «Километр информации»

Использование результатов опроса в тексте. Опрос как самостоятельный
жанр.
Основные виды интервью. Портретное интервью. проблемное. Отличия в
подготовке к ним.
Подготовка вопросов для разных видов интервью.
Проблемное интервью.
Тренинг
Тренинг
Обучающиеся в ходе тренинга внимательно осматриваются в учебном
кабинете или в гимназии в целом в поимках информационного повода, о
котором можно написать.
В гимназии

20

20неделя Тренинг «Километр информации»

На улице

21

21неделя Подготовка собственного материала в
одном из информационных жанров

22

22
неделя
23
неделя
24
неделя
25неделя

Репортаж
Обучающиеся на занятии берут интервью друг у друга и педагога либо
пишут заметку об одном из недавних событий.
Опрос

14

23
24
25

14неделя Жанр интервью

Подготовка собственного материала в
одном из информационных жанров
Подготовка собственного материала в
одном из информационных жанров
Подготовка собственного материала в
одном из информационных жанров
Зарисовка – малая форма очерка. Сбор
информации для зарисовки

Интервью
Подготовка собственного материала по выбору
Особенности портретной зарисовки

. Источники информации о человеке.

34

26неделя Зарисовка – малая форма очерка. Сбор
информации для зарисовки
27неделя Зарисовка – малая форма очерка. Сбор
информации для зарисовки
28неделя Зарисовка – малая форма очерка. Сбор
информации для зарисовки
29еделя Этика журналистского творчества.
Особенности коммуникации журналиста.
30неделя Этика журналистского творчества.
Особенности коммуникации журналиста.
31неделя Этика журналистского творчества.
Особенности коммуникации журналиста.
32неделя Общие понятия об аналитических
жанрах в печатной журналистике.
33неделя Общие понятия об аналитических
жанрах в печатной журналистике.
34неделя Итоговое занятие

35

35неделя Подведение итогов

Подведение итогов работы за год

26
27
28
29
30
31
32
33

зарисовкиВарианты начала зарисовки.
Зарисовки о природе и животных.
Понятие о журналистской этике.
Этические ограничения при взятии интервью, сборе информации.
Коммуникация как метод получения информации для журналиста.
Общие понятия
Очерк, статья, рецензия, фельетон – их основные особенности, способы
отражения действительности через образ и типизацию.
Подведение итогов работы за год

9 класс
1

16неделя Школьная телестудия: цели и особенности
работы

2

2неделя

Аудиовизуальная природа телевидения

3

3 неделя

Основные понятия в тележурналистике

Освещение жизни гимназии – цель работы школьной телестудии.
Распределение ролей: редактор, оператор, тележурналист. телеведущий.
Задачи каждого из них
«Картинка» и звук: что первично. Особенности создания зрительных
образов.
Профессиональные термины тележурналистов: наговор, стендап, синхрон,
интершум и др., их значение.

4

4неделя

Жанры телевизионных новостей.

5
6
7
8

5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя

Жанры телевизионных новостей.
Новостной сюжет, его особенности
Новостной сюжет, его особенности
Новостной сюжет, его особенности

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

9 неделя
10
неделя
11
неделя
12
неделя
13
неделя
14неделя
15
неделя
16
неделя
17
неделя
18
неделя
19
неделя

Новостной сюжет, его особенности
Виды композиций сюжета
Виды композиций сюжета

Простое сообщение на фоне видеоряда, зачитывает журналист или
телеведущий. Особенности его подготовки.
Тренинг
Новостной сюжет, его особенности
Новостной репортаж, его обязательные элементы.
Значение текста и комментариев героев в сюжете
Тренинг
Виды композиций сюжета

Виды композиций сюжета

Компоненты сюжета (наговор, стендап, синхрон) и их использование в
различной последовательности
Наговор.. Тренинг

Виды композиций сюжета

Тренинг. Стендап., синхрон.

Подводки для выпуска новостей, их
значение
Подводки для выпуска новостей, их
значение
Подводки для выпуска новостей, их
значение
Подводки для выпуска новостей, их
значение
Смена планов при съемке сюжета и при
монтаже
Смена планов при съемке сюжета и при
монтаже

Подводки для выпуска новостей, их значение
Правила подготовки подводки редактором или тележурналистом.
Подготовка подводки к сюжету. Тренинг
Подводки для выпуска новостей. Тренинг.
Смена планов при съемке сюжета и при монтаже
Использование разных планов для объективной подачи информации.

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

20
неджеля
21
неделя
22
неделя
23
неделя
24
неделя
25
неделя
26
неделя
27
неделя
28
неделя
29
неделя
30
неделя
31
неделя
32
неделя
33
неделя

Смена планов при съемке сюжета и при
монтаже
Смена планов при съемке сюжета и при
монтаже
Пишем сценарий для новостного сюжета.

Смена планов (крупный, средний, общий) – необходимость для придания
сюжету динамики.Тренинг
Тренинг.

Пишем сценарий для новостного сюжета.

Планирование интервью,

Пишем сценарий для новостного сюжета.

Прописывание последовательности для монтажа.

Пишем сценарий для новостного сюжета.

Сненарий для новостного сюжета. Практика.

Телерепортаж с места событий

Создание сценария телерепортажа. Разбор общих, крупных планов.

Телерепортаж с места событий
Телерепортаж с места событий

Телерепортаж с места событий Выход на место событий. Стендапы
журналистов.
Телерепортаж с места событий. Комментарии.

Телерепортаж с места событий

Разбор ошибок.

Специальный репортаж на ТВ, его
особенности
Специальный репортаж на ТВ, его
особенности
Специальный репортаж на ТВ, его
особенности
Специальный репортаж на ТВ, его
особенности

Специальный репортаж на ТВ, его особенности

Выбор событитя. Последовательность съемки.

Специальный репортаж – исследование какого-то явления. Выбор темы,
обсуждение
Ппдготовка сценария для специального репортажа..
Практика.Съемка, монтаж.

34

34
неделя

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Итоговое занятие

Подведение итогов работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Баканов, Р. П. Журналистика для начинающих: учеб.-метод. пособие для слушателей Школы молодого журналиста /
Р. П. Баканов, М. В. Симкачева, Д. В. Туманов. – Казань: Казан. ун-т, 2021. – 258 с.
Декларация прав ребенка. Принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1959 года. Режим доступа:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml.
Лебедева, С.В. Школьная самодеятельная пресса: опыт типологического анализа / С. В. Лебедева // Известия Уральского
государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. – 2021. – № 2 (89). – С. 105.
Лукина, М. М. Издаем школьную газету / М. М. Лукина, С. Э. Некляев // Медиаобразование в школе: сб. программ преподавания
дисциплин / Под ред. Е. Л. Вартановой, О. В. Смирновой – М. : МедиаМир, 2020. – С. 159.
Лукина, М. М. Откуда берутся новости. [Мастер-класс для журналистов] / М. М. Лукина. – М.: МедиаМир, 2022. – 72 с.
Медиаобразование в школе: сб. программ преподавания дисциплин / Под. ред. Е. Л. Вартановой, О. В. Смирновой – М.:
МедиаМир, 2019. – 320 с.
Портал школьной прессы России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://portal.lgo.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».