РП СОО ВД Основы журналистики

Некоммерческое частное общеобразовательное учреждение «Гимназия «Во имя Святых Царственных Страстотерпцев»

СОГЛАСОВАНО
на заседании Педагогического совета
НЧОУ «Гимназия «Во имя Святых Царственных Страстотерпцев»
Протокол № 1 от 30 августа 2023 года

УТВЕРЖДАЮ
Директор НЧОУ «Гимназия «Во имя
Святых Царственных Страстотерпцев»
________Левина О.В.
приказ № 2 од от 31 августа 2023года

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6 К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ
Составила Бердюгина М.Н.,
педагог дополнительного образования

2023-2024 учебный год
г. Екатеринбург

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
•
•
•
•
•

Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от
29.05.2015 № 996-р;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом
Минпросвещения от 31.05.2021 № 287;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленные письмом Минобрнауки от 18.08.2017 №
09-1672;
Основной образовательной программой СОО, рабочей программой воспитания СОО НЧОУ «Гимназия «Во имя Святых Царственных
Страстотерпцев»

Программа «Основы журналистики» основана на комплексном подходе к подготовке молодого человека к жизни в современную так
называемую «Информационную эпоху», умеющего отличать истинную информацию от ложной, ориентирующегося в потоке информации,
способного самостоятельно четко, понятно, образно изложить суть события, факта, явления, обладающего развитыми коммуникационными
навыками.
Основные направления программы:
1. Информационные жанры печатной журналистики.
2. Основы телевизионной журналистики.
3. Медийная деятельность в Интернете.
Нормативно-правовой и методологической основой программы являются Закон Российской Федерации «Об образовании», ФК ГОС,
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа разработана с учётом особенностей обучающихся 10 класса. Программа является компонентом внеурочной деятельности,
рассчитана в 10 классе на 34 часа, 1 час в неделю.. Срок реализации программы - 1 год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ»
10 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы

Обучающийся получит возможность для формирования

-способности к саморазвитию и самообразовавнию
-эстетическое сознание
-готовность и способность вести диалог
-осознанное, уважительное и доброжелательное отношение
к другим людям, их мнению, мировоззрению
-ответственное отношение к выполнению заданий
-коммуникативная компетенция
- понятия о жанрах журналистики;
- навыки изложения информации о событии, факте, явлении
окружающей жизни в печатном варианте;
- навыки подготовки видеосюжета – от сбора информации
до написания сценария.

-опыта работы в разных жанрах журналистики
- медийной грамотности в плане создания контента в разных форматах
для СМИ;
- начальных профессиональных навыков журналистской и
медиакоммуникативной деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные
Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

- отличать истинную информацию, касающуюся какого-то
факта, явления, от ложной;
- собирать информацию о чем-либо или о ком-либо
разными способами;
- совершать верификацию собранной информации;
- логически выстраивать сообщение о событии, факте.

- формулировать задачу, связанную с поиском информации, как
последовательность определенных действий для достижения цели;
- структурировать творческий процесс создания медийного сообщения;
- обосновать аргументы, говорящие в пользу истинности полученной
информации.

Познавательные
Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

- описывать человека или событие, явление образно, ярко,
без тавтологии;
- выделять яркие, отличительные признаки явления или
человека;
- осуществлять анализ информации;
- строить рассуждения.

- выстраивать логическую цепочку, описывая развитие события,
последовательность фактов;
- делать выводы на основе критического анализа разных точек зрения;
- определять логические связи между фактами и событиями.

Коммуникативные
Обучающийся научится

- формулировать и задавать вопросы, касающиеся
определенной темы, для интервью;
- брать комментарий на любую тему;
- выстраивать позитивные отношения с человеком,
владеющим информацией;
- целенаправленно искать и использовать различные
информационные ресурсы для сбора информации.

Обучающийся получит возможность научиться

- принимать позицию собеседника, отражая ее в тексте, в видеосюжете;
- аргументировано, корректно отстаивать свою точку зрения;
- проводить опрос, анкетирование и использовать их результаты в
материале;
- критически относиться к собственному мнению, при необходимости,
достойно принимать его ошибочность.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

- грамотно писать информационную заметку о любом
событии, факте;
- проводить интервью и правильно его оформлять;
- проводить опрос;
- готовить сценарий для видеорепортажа;
- готовить текстовые и видеоматериалы для социальных
сетей.

- понимать роль журналистики и медиа в целом в развитии современного
общества;
- владеть основными журналистскими жанрами, используемыми в
печатных изданиях, на телевидении, в интернет-ресурсах;
- формировать подборку материалов для газеты/журнала в разных
жанрах;
- формировать выпуск теленовостей, подготовку подводок между
сюжетами.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ» (10 КЛАСС, 35 часов)

Отличительной чертой данной программы является то, что она нацелена непосредственно на работу с информацией, на обучение
методам творческой обработки этой информации, созданию текстов и видео в журналистских жанрах.
Методы сбора информации. Факт в жизни и в журналистике, интерпретация фактов.. Практическая работа: сбор информации,
подготовка заметки, опроса, интервью. Подготовка сценариев, съемки телесюжетов.
Использование журналистских жанров при создании контента на Интернет-ресурсах. Конвергентная журналистика: работа в
различных форматах. Подготовка заметок, фото, видеофрагментов для сайта гимназии.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,
С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

10 класс
1. Телевизионное интервью как жанр.
1
2. Журналистский стендап, подготовка к нему.
2
3. Телевизионный опрос.
2

4. Планирование выпуска теленовостей.
4
5. Небольшая история как основа любого сюжета.
3
6. Медийные возможности интернет-ресурсов.
3
7. Особенности подготовки текстов для новостных разделов сайтов.
4
8. Сообщения в соцсетях, подкасты, видеофрагменты
3
9. Блог и влог, особенности их ведения
4
10. Речевая грамотность тележурналиста и телеведущего
4
11. Верификация информации: как распознать фэйковое сообщение
3
12. Итоговое занятие. Анализ подготовленных текстов и сюжетов.
1
Итого 34

1

1неделя

Телевизионное интервью как жанр

2
3

21
неделя
3неделя

4

4 неделя

Журналистский стендап, подготовка к
нему.
Журналистский стендап, подготовка к
нему.
Телевизионный опрос

5
6

5 неделя Телевизионный опрос
6 неделя Планирование выпуска теленовостей

10 класс
Телевизионное интервью как жанр Выбор темы и героя для телеинтервью.
Подготовка вопросов. Смена планов при съемке телеинтервью.
Журналистский стендап. Разные виды стендапа (в начале, в середине, в
конце сюжета), их цели.
Подготовка стендапов к одному из сюжетов и запись их (тренинг)
Цели телевизионного опроса, его организация, подготовка вопросов для
него
. Правила съемки телевизионного опроса.
Планирование выпуска теленовостей

7
8

7 неделя
8 неделя

9
10

9 неделя Планирование выпуска теленовостей
10неделя Небольшая история как основа любого
сюжета
11
Небольшая история как основа любого
неделя
сюжета

11

12
13
14
15
16
17
18
19
20

12
неделя
13
неделя
14
неделя
15
неделя
16
неделя
17
неделя
18
неделя
19
неделя
20
неделя

Планирование выпуска теленовостей
Планирование выпуска теленовостей

Небольшая история как основа любого
сюжета
Медийные возможности интернетресурсов
Медийные возможности интернетресурсов
Медийные возможности интернетресурсов
Особенности подготовки текстов для
новостных разделов сайтов
Особенности подготовки текстов для
новостных разделов сайтов
Особенности подготовки текстов для
новостных разделов сайтов
Особенности подготовки текстов для
новостных разделов сайтов
Сообщения в соцсетях, подкасты,
видеофрагменты

Жанровое и тематическое разнообразие выпуска.
Варианты подбора сюжетов для выпуска в конкретном месяце.
Планирование выпуска теленовостей.
Тренинг
Небольшая история как основа любого сюжета
Принцип построения сюжета: от частного к общему. Необходимость найти
небольшую историю человека, которая иллюстрирует явление, событие
или факт и его последствия.
Тренинг
Медийные возможности интернет-ресурсов
Интернет-варианты традиционных СМИ. Видеоканалы в интернете.
Новостные сайты и порталы, их странички в соцсетях.
Особенности подготовки текстов для новостных разделов сайтов
Подготовка текстов. Основные качества текста для сайта- краткость,
логика, динамика
Необходимость использования фотоиллюстраций. Подготовка сообщения
для сайта гимназии
Свободная тема. Тренинг.
Сообщения в соцсетях. Социальные сети – основное информационное поле

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

21
неделя
22
неделя
23
неделя
24
неделя
25
неделя
26
неделя
27
неделя
28
неделя
29
неделя
30
неделя
31
неделя
32
неделя
33
неделя
34
неделя

Сообщения в соцсетях, подкасты,
видеофрагменты
Сообщения в соцсетях, подкасты,
видеофрагменты
Блог и влог, особенности их ведения

Использование различных типов подачи информации для информирования
аудитории.
Подкасты, видеофрагменты.

Блог и влог, особенности их ведения

Блог и влог. Постояннная, ежедневная деятельность.

Блог и влог, особенности их ведения

Сочетание искренности и объективности подачи информации через
восприятие конкретной личности.
Тренинг

Блог и влог, особенности их ведения
Речевая грамотность тележурналиста и
телеведущего
Речевая грамотность тележурналиста и
телеведущего
Речевая грамотность тележурналиста и
телеведущего
Речевая грамотность тележурналиста и
телеведущего
Верификация информации: как распознать
фэйковое сообщение
Верификация информации: как распознать
фэйковое сообщение
Верификация информации: как распознать
фэйковое сообщение
Итоговое занятие. Анализ подготовленных
текстов и сюжетов

Блог и влог, особенности их ведения

Речевая грамотность тележурналиста и телеведущего
Грамотная речь – важный элемент успеха журналиста. Речевая разминка,
речевые упражнения.
Тренинг по речевой грамотности
Тренинг.
Верификация информации: как распознать фэйковое сообщение
Количество источников информации и их прозрачность, возможность
проверить информацию и
Способы проверки информации.
Рассматриваем выпуски новостей и сюжеты, подготовленные школьным
телевидением, а также тексты с сайта гимназии

Список литературы
1. Баканов, Р. П. Журналистика для начинающих: учеб.-метод. пособие для слушателей Школы молодого журналиста /
Р. П. Баканов, М. В. Симкачева, Д. В. Туманов. – Казань: Казан. ун-т, 2021. – 258 с.
2. Декларация прав ребенка. Принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1959 года. Режим доступа:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml.
3. Лебедева, С.В. Школьная самодеятельная пресса: опыт типологического анализа / С. В. Лебедева // Известия Уральского
государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. – 2021. – № 2 (89). – С. 105.
4. Лукина, М. М. Издаем школьную газету / М. М. Лукина, С. Э. Некляев // Медиаобразование в школе: сб. программ преподавания
дисциплин / Под ред. Е. Л. Вартановой, О. В. Смирновой – М. : МедиаМир, 2020. – С. 159.
5. Лукина, М. М. Откуда берутся новости. [Мастер-класс для журналистов] / М. М. Лукина. – М.: МедиаМир, 2022. – 72 с.
6. Медиаобразование в школе: сб. программ преподавания дисциплин / Под. ред. Е. Л. Вартановой, О. В. Смирновой – М.:
МедиаМир, 2019. – 320 с.
7. Портал школьной прессы России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://portal.lgo.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».