ООО РП ДО Волейбол

Некоммерческое частное общеобразовательное учреждение «Гимназия «Во имя Святых Царственных Страстотерпцев»
СОГЛАСОВАНО
на заседании Педагогического совета
НЧОУ «Гимназия «Во имя Святых
Царственных Страстотерпцев»
Протокол №1 от 30 августа 2023 года

УТВЕРЖДАЮ
Директор НЧОУ «Гимназия «Во имя Святых
Царственных Страстотерпцев»
_______________Левина О.В.
приказ №2 од от 31 августа 2023 года

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОЛЕЙБОЛ

Разработал педагог дополнительного образования
Сядайкин Е.И.., педагог 1 к.к.

г. Екатеринбург

Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного
общего образования, федеральной образовательной программы основного общего образования, в соответствии с СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи », СП
1.2.3685-21, в соответствии с Уставом НЧОУ «Гимназия «Во имя Святых Царственных Страстотерпцев».
Программа «Волейбол» ориентируется на создание условий для реализации способностей детей средствами, направленными на
формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации деятельности, обеспечивающей социальную успешность,
развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование,.
Программа «Волейбол» направлена на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, на развитие основных физических
качеств и способностей, расширение функциональных возможностей организма. На занятиях формируется культура движений,;
приобретаются навыки спортивно-оздоровительной деятельности. В процессе тренировок и игр у обучающихся формируются такие
положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность и
чувство ответственности.
Содержание курса представлено теоретической и практической подготовкой.
В рамках теоретической подготовки рассматриваются вопросы правил поведения на занятиях волейболом, гигиенические
требования, причины травм и профилактика травматизма на занятиях волейболом, также осваиваются знания о формировании здорового
образа жизни, о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии.
В рамках практической подготовки проходит общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, направленная
на развитие физических качеств и способностей, специфичных для игры в волейбол, на обучение детей технике и тактике игры.
Программа дополнительного образования " Волейбол" реализует спортивно-оздоровительное направление дополнительного
образования обучающихся.
Программа "Волейбол" разработана для обучающихся 5-9 классов, разработана с учётом особенностей обучающихся данного
возраста. Программа рассчитана на 35 часов в год, по. 1 занятию в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛЕЙБОЛ»
В 5-9 КЛАССАХ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийсянаучится

Обучающийся получит возможность научиться:

-осознавать смысл и мотив занятий спортом

-делать личностный моральный выбор

- начальным (элементарным) представлениям о самостоятельности в
процессе занятий спортом;

-представлениям о личной ответственности за свои
поступки;

-проявлять положительные качества личности и управлять своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

-целостному, социально ориентированному взгляду на мир в
его единстве и разнообразии природы, человека, общества

-проявлять дисциплинированность,
достижении поставленных целей;

трудолюбие

и

упорство

в

-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
Обучающийсяполучит возможность научиться:
-планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня,
- преобразовывать
практическую
задачу в
организовывать отдых и досуг с использованием средств физической познавательную;
культуры;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем
-Определять последовательность промежуточных целей с учетом

конечного результата

ориентиры действия в новом учебном материале;

-характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную
самостоятельно
адекватно
оценивать
оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в
-находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их конце действия;
исправления;
- строить логическое рассуждение, включающее
установление причинно-следственных связей.
Познавательные
Обучающийся научится:
Обучающийсяполучит возможность научиться:
-организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её
- осуществлять выбор наиболее эффективных
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места способов решения задач в зависимости от конкретных
занятий;
условий;
-планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в
осмысливать
процессы
и
явления
процессе ее выполнения;
действительности (природных, социальных, культурных) в
соответствии с содержанием предмета
-Строить логическую цепочку рассуждений
-анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда,
находить возможности и способы их улучшения;
Коммуникативные
Обучающийся научится:
Обучающийсяполучит возможность научиться:
-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
признавать
возможность
существования
определять цели, функции участников, находить способы взаимодействия различных точек зрения на оценку событий
-управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,
- учитывать и координировать в сотрудничестве
сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
позиции других людей, отличные от собственной;
-общаться и взаимодействовать со сверстниками на
взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

принципах

учитывать разные мнения и интересы и
обосновывать собственную позицию.

-оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при - отстаивать собственные позиции,
выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять результаты собственной деятельности.
ошибки и способы их устранения;

отвечать

за

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
Обучающийсяполучит возможность научиться:
-технически правильно выполнять двигательные действия из изучаемых - Приобретение опыта организации самостоятельных
видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной систематических занятий физической культуры с
деятельности.
соблюдением техники безопасности и профилактики
травматизма
-проводить с группой подготовительную часть занятия, занятие в целом,
подбирать упражнения и составлять комплексы по физической
- освоение умения оказывать первую помощь при легких
подготовке;
травмах, обогащение опыта совместной деятельности в
организации и проведении занятий физической культурой,
-организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и форм активного отдыха и досуга.
элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- знание основных направлений развития физической
-бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
требования техники безопасности к местам проведения;
-взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения спортивных
игр;
-в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения
двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их
исправлять;
Программа разработана согласно учебного плана, одной из дисциплин которого является теория и методика избранного вида
физкультурно-спортивной деятельности, в частности, "Волейбол".

Согласно учебного плана весь учебный процесс должен быть направлен на формирование у воспитанников объединения
дополнительного образования представлений о здоровом образе жизни.
Программа курса предусматривает проведение занятий в форме теоретических и практических занятий на тренировках.
На занятиях воспитанники обучаются основам техники, тактики игры в волейбол, основам спортивной тренировки по волейболу.
На практических занятиях воспитанники овладевают техникой и тактикой игры, методикой судейства игр.
Учебная практика проводится в целях формирования навыков игры, объяснения упражнений, овладения навыками приемам игры,
овладеть навыками судейства.
Программа предусматривает изучение избранного вида спорта по следующим разделам:
1. Общие основы волейбола.
2. Основы техники и тактики волейбола.
3. Основы физической подготовки в волейболе.
На различных видах занятий применяются ТСО, видеофильмы, элементы УИРС, межпредметные связи. По окончании каждого курса
воспитанники сдают практический норматив, предусмотренный программой курса.
Цели и задачи
1. Программа курса предусматривает изучение вопросов теории и практики волейбола, овладение техническими приемами и
тактическими действиями, приобретение необходимых навыков и умений для игры в волейбол.
2.Развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей
организма;
3.Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и
корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
4.Воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и
спортивно-оздоровительной деятельности;

5.Освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа
жизни.
Задачи
В результате треннеровак воспитанники должны:
Уметь и знать:
1. Технику и тактику игры.
2. Правила соревнований.
3. Методические приемы групповым и командным действиям.
4. Овладеть навыками судейства.
Теоретическая подготовка.
1. Гигиена врачебный контроль и самоконтроль.
2. Правила игры в волейбол.
3. Правила соревнований и их организация и проведения.
4. Основы техники и тактики игры волейбол.
5. Установка игрока перед соревнованиями и разбор проведённых игр.
Общая физическая подготовка.
Направлена на развитие основных двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, а также на
обогащение юных волейболистов разнообразными двигательными навыками. ОФП подбирается с учётом возраста занимающихся и
специфики волейбола.
1.

Гимнастические упражнения.

2.

Акробатические упражнения

3.

Легкоатлетические упражнения.

4.

Прыжки.

5.

Метание.

6.

Многоборье.

7.

Спортивные и подвижные игры

Специальная физическая подготовка.
Направлена на развитие физических качеств и способностей, специфичных для игры в волейбол. Обучение детей технике и тактике
игры специальными (подготовительными) упражнениями, спец. игры.
1.

Легкоатлетические упражнения.

2.

Упражнение для развития прыгучести.

3.

Подвижные игры.

4.

Упражнение с отягощениями.

5.

Многократные броски набивного мяча.

6.

Прыжки.

7.

Упражнения для развития качеств, необходимых при вы

8.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач.

9.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.

полнении приёма и передач мяча.

10. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении блокировании.
Примерный учебный план на 35 недель учебно-тренировочной и соревновательной деятельности (в часах).
№

Разделы подготовки

Спортивно-оздоровительный
этап

1.

Теоретическая подготовка.

процессе тренировки

2.

Общая физическая подготовка

10

3.

Специальная физическая подготовка.

10

4.

Техническая подготовка.

5

5.

Тактическая подготовка.

5

6.

Интегральная подготовка.

3

7.

Инструкторская и судейская подготовка.

8.

Соревнования.

9.

Контрольные испытания (приёмные и переводные).

2

10.

Восстановительные и медицинские мероприятия.

1

11.

Количество часов.

35

процессе тренировки
по расписанию

Тематическое планирование.
Дата

Тема

Кол-во часов

1

Техника безопасности. Предупреждение травматизма.

1

2

Общеразвивающие упражнения без предметов.

1

3

Верхняя передача мяча двумя руками в прыжке.

1

4

Верхняя передача мяча двумя руками в прыжке.

1

5

Нижний прием мяча двумя руками, одной рукой.

1

6

Нижний прием мяча двумя руками, одной рукой.

1

7

Подачи мяча: верхняя

1

8

Подачи мяча: в прыжке

1

9

Подачи мяча: планирующая

1

10

Техника игры в нападении. Стойки. Перемещения. Прыжки.

1

11

Акробатические упражнения: перекаты в группировке вперед и назад.

1

12

Судейская терминология. практика

1

13

Игра в волейбол.

1

14

Нападающие удары. Из зоны 3,4,5

1

15

Техника игры в защите. Приём мяча сверху. Приём мяча снизу.

1

16

Тактика нападения.

1

17

Нижняя передача мяча двумя руками.

1

18

Закрепление. Нижняя передача мяча двумя руками.

1

19

Игра в волейбол.

1

20

Общеразвивающие упражнения без предметов

1

21

Общеразвивающие упражнения с предметами

1

22

Подачи мяча, совершенствование

1

23

Игра в волейбол.

1

24

Теория. Тактика защиты.

1

25

Индивидуальные действия: приём подачи. Зачёт.

1

26

Взаимодействие игроков задней линии.

1

27

Взаимодействие игроков передней линии.

1

28

Взаимодействие игроков задней и передней линии.

1

29

Тактика защиты. Командный зачёт.

1

30

Игра в волейбол.

1

31

Блокирование.1,2,3.

1

32

Проведение разминки. Судейство игр

1

33

Подачи мяча: в зону 1,6,5

1

34

Игра в волейбол.

1

35

Заключительное занятие. Итоги года.

1
Итого

35

Групповое втроём

Групповое вдвоём

Приём

Индивидуальное

Снизу одной в падении

Снизу двумя в падении

Перемещения

Снизу одной в опорном положении

Снизу двумя в опорном положении

В нападении

Прыжки, падения

Двойной шаг, скачок

Шагом, бег

Атакующие
удары

Стойки

Обманные

С переводом

Боковые

Подачи

Прямые

Нижние

В прыжке

Передачи

Верхние боковые

Верхние прямые

Снизу

Сверху в нападении

Сверху в прыжке

Сверху в опорном положении

Техника игры
В защите
Блокирование

Тактика игры

Командные
тактические
действия
Групповые
Тактические
действия
Индивидуальные
тактические
действия
Командные
тактические
действия
Групповые
Тактические
действия
Индивидуальные
тактические
действия

В защите
В нападении

При приёме атакующих ударов «углом назад»
При приёме атакующих ударов углом вперёд
При приёме атакующих ударов « в линию»
Расстановка при приёме подачи

При приёме от блока
При приёме атакующих ударов
При приёме подачи
При блокировании вдвоём, втроём

При блокировании
При приёме атакующего удара
При приёме подачи
Выбор места

С первой передачи или передачи в прыжке
после имитации атакующего удара
Со второй передачи входящего к сетке с
задней линии
Со второй передачи игроком передней линии

Между игроками задней линии
Между игроками передней и задней линии
Между игроками задней и передней линии
Между игроками передней линии

При атакующем ударе
При подаче
При передаче
Выбор места

Список литературы.
1.Волейбол в школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2020.- 128 с.
2. Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов Юный волейболист, М – «Физкультура и спорт» 2021 г.
3. А.Г. Фурманов Волейбол на лужайке, в парке, во дворе, М – «Физкультура и спорт» 1982 г.
4. Ю.Д. Железняк, Л.Н. Слупский, Волейбол в школе, М – «Просвещение» 2019 г.
5. Л.П. Матвеев. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физ. культуры. – Москва, «Физкультура и спорт» 2021
год.
6. Внеурочная деятельность учащихся «Волейбол». М.В. Маслов, 2021г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».