Некоммерческое частное общеобразовательное учреждение «Гимназия «Во имя Святых Царственных Страстотерпцев» СОГЛАСОВАНО на заседании Педагогического совета НЧОУ «Гимназия «Во имя Святых Царственных Страстотерпцев» Протокол №1 от от 30 августа 2023 г УТВЕРЖДАЮ Директор НЧОУ «Гимназия «Во имя Святых Царственных Страстотерпцев» _______________Левина О. Приказ №2од от 31 августа 2023 г ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФУТБОЛ Разработал Сядайкин Е.И., педагог 1 к.к. г. Екатеринбург Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, федеральной образовательной программы начального общего образования, в соответствии с СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи », СП 1.2.3685-21. Программа «Футбол» направлена на создание условий для реализации способностей детей средствами, направленными на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Футбол - игра универсальная. Она оказывает на организм всестороннее влияние. В процессе тренировок и игр у занимающихся футболом совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечивается правильное физическое развитие, формируются такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность и чувство ответственности. Содержание курса представлено теоретической и практической подготовкой. В рамках теоретической подготовки рассматриваются вопросы правил поведения на занятиях футболом, гигиенические требования, причины травм и профилактика травматизма на занятиях футболом. В рамках практической подготовки проходит общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка (упражнения для развития быстроты, скоростно-силовых качеств, техническая подготовка) Программа дополнительного образования " Футбол" реализует спортивно-оздоровительное направление дополнительного образования обучающихся. Программа "Футбол" рассчитана на 2 года обучения, разработана с учётом особенностей обучающихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 68 часов, т.е. 2 занятия в неделю в первый и второй год обучения. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФУТБОЛ» В 1-4 КЛАССАХ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться: -осознавать смысл и мотив занятий спортом - начальным (элементарным) представлениям о самостоятельности в процессе занятий спортом; -проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; -проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; -активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; -делать личностный моральный выбор -представлениям о личной ответственности за свои поступки; -целостному, социально ориентированному взгляду на мир в его единстве и разнообразии природы, человека, общества МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные Обучающийся научится: Обучающийсяполучит возможность научиться: -планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, - преобразовывать практическую задачу в организовывать отдых и досуг с использованием средств физической познавательную; культуры; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -Определять последовательность промежуточных целей с учетом самостоятельно адекватно оценивать конечного результата правильность выполнения действия и вносить необходимые -характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; конце действия; -находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их - строить логическое рассуждение, включающее исправления; установление причинно-следственных связей. Познавательные Обучающийся научится: -организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; -планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; -Строить логическую цепочку рассуждений -анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; Обучающийсяполучит возможность научиться: - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осмысливать процессы и явления действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием предмета Коммуникативные Обучающийся научится: -планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, находить способы взаимодействия -управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; -общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; -оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; Обучающийсяполучит возможность научиться: признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. - отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающийся научится: -технически правильно выполнять двигательные действия из изучаемых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. -проводить с группой подготовительную часть занятия, занятие в целом, подбирать упражнения и составлять комплексы по физической подготовке; Обучающийсяполучит возможность научиться: - Приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культуры с соблюдением техники безопасности и профилактики травматизма - освоение умения оказывать первую помощь при легких травмах, обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, -организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и форм активного отдыха и досуга. элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; - знание основных направлений развития физической -бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать культуры в обществе, их целей, задач и форм организации; требования техники безопасности к местам проведения; -взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения спортивных игр; -в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; 2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Первый год обучения Теоретическая подготовка Правила поведения и меры безопасности на занятиях футболом. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, душ, купание). Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий футболом. Врачебный контроль при занятиях футболом. Причины травм и их профилактика. Техника безопасности. Утренняя зарядка и разминка перед занятиями или игрой. Практическая подготовка Строевые упражнения Построение в шеренгу и колонну. Основная стойка. Выполнение команд: «Смирно!», «Равняйсь!», «Вольно!». Размыкание в шеренге и колонне на месте. Построение в круг колонной и шеренгой Общая Физическая подготовка Строевые упражнения: повороты на месте, размыкание уступами; перестроение из одной шеренги в две и обратно; обозначение шага на месте; движение строем. Обшеразвиваюшие упражнений без предметов для; • мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях; • рук и плечевого пояса, выполняемые на месте и в движении; • туловища: наклоны, повороты и вращения; поднимание прямых ног и туловища из положения лежа на спине; • ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих ногах и на одной ноге, выпады. Общеразвивающие упражнения с предметами: • набивными мячами (поднимание, опускание, наклоны, приседания, броски и ловля мяча); • короткой скакалкой (прыжки на обеих ногах и на одной с вращением скакалки вперед и назад); • малыми мячами (броски и ловля мяча после подбрасывания его вверх, удара о землю и в стену), ловля мяча на месте и в движении. Акробатические упражнения: • кувырки вперед и назад в группировке из положения упора присев. Соединение нескольких кувырков. Игры с элементами акробатики. Легкоатлетические упражнения: • бег на короткие дистанции на 20, 30 и 60 м из различных стартовых положений (высокий, низкий, сидя, лежа); кроссовый бег на дистанцию до 1 000 м; прыжки в длину и в высоту с разбега, многоскоки; метание мяча в цель и на дальность. Подвижные игры и эстафеты: • игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, на внимание и координацию. Линейные/круговые и встречные эстафеты с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов; переносом, расстановкой и собиранием предметов; метанием мяча в цель, его ловлей и передачей; с прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных выше элементов. Специальная Физическая подготовка Упражнения для развития быстроты: • стартовые рывки на 5-10 м по зрительному сигналу из различных положений (сидя, лежа, медленного бега, бега на месте); • эстафеты с элементами старта; • подвижные игры «День и ночь», «Вызов номеров», «Рывок за мячом» и др.; • стартовые рывки к мячу с последующим ударом по воротам; • бег между стойками, расставленными в различных положениях; • обводка препятствий; • подвижные игры «Бегуны», «Сумей догнать», «Салки по кругу»; • остановка мяча с последующим рывком в сторону; • челночный бег. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: • подскоки и прыжки после приседа; • прыжки в глубину; • спрыгивание с высоты 40-60 см с последующим рывком вперед на 7-10 м; • вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность; • подвижные игры «Волк во рву», «Челнок», «Скакуны» и др.; • удары по мячу на дальность. Упражнения для развития ловкости: • удержание мяча в воздухе (жонглирование); • парные и групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек, обманными движениями (финтами); • эстафеты с элементами акробатики; • подвижные игры «Живая цель», «Ловля парами», «Салки мячом» и др. Техническая подготовка Техника передвижения: • бег обычный, спиной вперед скрестным и приставным шагом; • бег с изменением направления и скорости; • прыжки: вверх, вверх - вперед, вверх - назад, вверх - вправо, вверх - влево, отталкиваясь двумя ногами с места или одной и двумя ногами с разбега; • остановка во время бега выпадом и прыжком. Удары по мячу ногой: • внутренней стороной ступни, внутренней и средней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу; • внешней частью подъема; • после остановки, рывков, ведения, обманных движений, посылая мяч низом и верхом на короткое или среднее расстояние; • на точность: в определенную цель на поле, в ворота, в ноги партнеру, на ход движущемуся партнеру. Второй год обучения. Теоретическая подготовка Развитие футбола в России. Влияние физических упражнений на организм воспитанников. . Подвижные игры и эстафеты: • метание мяча на дальность и в заданную цель (горизонтальную и вертикальную); • подвижные игры с элементами легкой атлетики • подвижные игры на внимание и координацию движения; • подвижные игры с мячами; • подвижные игры с метанием и прыжковыми упражнениями; • линейные, встречные и круговые эстафеты. • различные виды ускорений (по звуковому и зрительному сигналу) из разных стартовых положений; • эстафеты с элементами старта, эстафетный бег; • подвижные игры и эстафеты с резким изменением направления бега; • стартовые рывки к мячу с последующим его ударом по воротам; • рывки с партнером за овладение мячом; • бег змейкой между стоек и неподвижными или медленно двигающимися партнерами. , . . Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: • приседания с отягощениями (набивными мячами, мешочками с песком, «блинами» от штанги); • прыжковые упражнения с отягощениями на месте и с продвижением вперед; • спрыгивание в глубину с последующим кувырком вперед или рывком на 7-9 м; • бег с преодолением препятствий; • броски футбольного или набивного мяча на дальность; • силовой удар по мячу (волейбольному) ногой и головой в тренировочную стену; • эстафеты с бегом, прыжками и переносом предметов. Упражнения для развития специальной выносливости: • повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений; • рывки с мячом с последующей обводкой стоек и ударами по воротам; • кроссы с переменной скоростью; • переменный бег с ведением мяча. Упражнения для развития ловкости: • прыжки с разбега, отталкиваясь одной ногой, доставая подвешенный мяч рукой или головой, ногой; • кувырки вперед и назад в темпе, в сторону через левое и правое плечо; • ведение мяча головой; • жонглирование мячами на месте и в движении; • групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек и обманными движениями; • игры и эстафеты «Салки мячом», «Соревнования биатлонистов», «Салки с мячом» и др. Техническая подготовка Техника передвижения; • бег по прямой, дугами, с изменением направления и скорости; • повороты переступанием, прыжком на опорной ноге; в стороны и назад; на месте и в движении; • остановка во время бега выпадом и прыжком. Улары по мячу ногой: • внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу, удары по прыгающему и летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема; удары внешней частью подъема; • на точность: в определенную цель на поле, в ворота, в ноги партнеру, на ход движущемуся партнеру. Улары по мячу головой: • средней частью лба без прыжка на месте; • по летящему навстречу мячу; • на точность: в определенную цель на поле, в ворота или партнеру. Ведение мяча: • внутренней или внешней частью подъема; • правой и левой ногой и поочередно по прямой и по кругу, а также меняя направления движения; • между стоек, изменяя скорость, выполняя ускорения и рывки, не теряя контроля над ним. Остановка мяча: • подошвой, внутренней стороной стопы; • летящего навстречу внутренней стороной стопы, бедром и грудью. Обманные движения (финты): • «остановка мяча ногой» (после замедленного бега и ложной попытки остановить мяч выполняется рывок с мячом); • «ударом по мячу ногой» (имитируя удар, уйти от соперника вправо или влево). 3. Тематическое планирование Первый год обучения (возраст детей -7-9 лет) № п/п Темы занятий Количество часов 1 Теоретические занятия (6 часов) Правила поведения и меры безопасности на занятиях футболом 1 2. Краткие сведения о строении и функциях организма человека 1 3. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, душ, купание) 1 4. Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятия футболом 1 5. Врачебный контроль при занятиях футболом. Причины травм и их профилактика. Техника безопасности. 1 6. Утренняя зарядка и разминка перед занятиями или игрой 1 Практическая подготовка (62 часа) Общефизическая подготовка ( 12 часов) 7. Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения без предметов. 3 8. Общеразвивающие упражнения с предметами 3 9. Акробатические упражнения. 2 10. Легкоатлетические упражнения 2 11. Подвижные игры и эстафеты. 2 Специальная физическая подготовка 9 часов) 12. Упражнения для развития быстроты 3 13. Упражнения для скоростно-силовых качеств 3 14. Упражнения для развития ловкости 3 Техническая подготовка (28 часов) 15. Техника передвижения 3 16. Удары по мячу ногой 5 17. Остановка мяча 4 18. Ведение мяча 4 19. Обманные движения (финты) 4 20. Отбор мяча 4 21. Вбрасывание мяча из-за боковой линии 4 Тактическая подготовка (11 часов) 22. 23. 24. 25. Индивидуальные действия без мяча Индивидуальные действия с мячом Групповые тактические действия Контрольно - переводные нормативы 2 часа Итого 3 5 3 2 68 Второй год обучения (возраст детей 10-11 лет) № п/п Темы занятий Количество часов Теоретические занятия (5 часов) 1 2. 3. 4. 5. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Развитие футбола в России Занятия физическими упражнениями в режиме дня. Всестороннее развитие человека. Влияние физических упражнений на развитие сердечно-сосудистой и дыхатенльной системы организма, двигательного аппарата человека. Занятия физической культурой в домашних условиях Оценка учащимися своего самочувствия и уровня физической подготовленности Определение и устранение типичных ошибок при выполнении упражнений. Техника безопасности. Практическая подготовка (63 часа) Общефизическая подготовка ( 16 часов) Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения без предметов. Общеразвивающие упражнения с предметами Акробатические упражнения. Легкоатлетические упражнения Подвижные игры и эстафеты. Специальная физическая подготовка 9 часов) Упражнения для развития быстроты Упражнения для скоростно-силовых качеств Упражнения для развития ловкости Техническая подготовка (24 часов) Техника передвижения Удары по мячу ногой Остановка мяча Ведение мяча Обманные движения (финты) Отбор мяча Вбрасывание мяча из-за боковой линии Тактическая подготовка (11 часов) 1 1 1 1 1 5 5 2 2 2 3 3 3 4 3 4 5 3 3 3 22. 23. 24. 25. Индивидуальные действия без мяча Индивидуальные действия с мячом Групповые тактические действия Контрольно - переводные нормативы 2час Итого 4 4 3 2 68 Содержание учебных тем Теоретическая подготовка Развитие футбола в России. Влияние физических упражнений на организм воспитанников. . Подвижные игры и эстафеты: • метание мяча на дальность и в заданную цель (горизонтальную и вертикальную); • подвижные игры с элементами легкой атлетики • подвижные игры на внимание и координацию движения; • подвижные игры с мячами; • подвижные игры с метанием и прыжковыми упражнениями; • линейные, встречные и круговые эстафеты. • различные виды ускорений (по звуковому и зрительному сигналу) из разных стартовых положений; • эстафеты с элементами старта, эстафетный бег; • подвижные игры и эстафеты с резким изменением направления бега; • стартовые рывки к мячу с последующим его ударом по воротам; • рывки с партнером за овладение мячом; • бег змейкой между стоек и неподвижными или медленно двигающимися партнерами. . Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: • приседания с отягощениями (набивными мячами, мешочками с песком, «блинами» от штанги); • прыжковые упражнения с отягощениями на месте и с продвижением вперед; • спрыгивание в глубину с последующим кувырком вперед или рывком на 7-9 м; • бег с преодолением препятствий; • броски футбольного или набивного мяча на дальность; • силовой удар по мячу (волейбольному) ногой и головой в тренировочную стену; • эстафеты с бегом, прыжками и переносом предметов. Упражнения для развития специальной выносливости: • повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений; • рывки с мячом с последующей обводкой стоек и ударами по воротам; • кроссы с переменной скоростью; • переменный бег с ведением мяча. Упражнения для развития ловкости: • прыжки с разбега, отталкиваясь одной ногой, доставая подвешенный мяч рукой или головой, ногой; • кувырки вперед и назад в темпе, в сторону через левое и правое плечо; • ведение мяча головой; • жонглирование мячами на месте и в движении; , . • групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек и обманными движениями; • игры и эстафеты «Салки мячом», «Соревнования биатлонистов», «Салки с мячом» и др. Техническая подготовка Техника передвижения; • бег по прямой, дугами, с изменением направления и скорости; • повороты переступанием, прыжком на опорной ноге; в стороны и назад; на месте и в движении; • остановка во время бега выпадом и прыжком. Улары по мячу ногой: • внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу, удары по прыгающему и летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема; удары внешней частью подъема; • на точность: в определенную цель на поле, в ворота, в ноги партнеру, на ход движущемуся партнеру. Улары по мячу головой: • средней частью лба без прыжка на месте; • по летящему навстречу мячу; • на точность: в определенную цель на поле, в ворота или партнеру. Ведение мяча: • внутренней или внешней частью подъема; • правой и левой ногой и поочередно по прямой и по кругу, а также меняя направления движения; • между стоек, изменяя скорость, выполняя ускорения и рывки, не теряя контроля над ним. Остановка мяча: • подошвой, внутренней стороной стопы; • летящего навстречу внутренней стороной стопы, бедром и грудью. Обманные движения (финты): • «остановка мяча ногой» (после замедленного бега и ложной попытки остановить мяч выполняется рывок с мячом); • «ударом по мячу ногой» (имитируя удар, уйти от соперника вправо или влево). Уровень физического развития и функциональных возможностей организма определяется с помощью антропометрических измерений и функциональных проб в начале и в конце учебного года, которые фиксируются в Листке здоровья. Также в начале и в конце учебного года (сентябрь, май) проводится углубленный медицинский осмотр, по итогам которого и родителям, и медицинскому работнику даются рекомендации по оздоровлению детей. Ожидаемый результат Первый год обучения № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Контрольные упражнения результат Общая физическая подготовка Прыжки в длину с места, см Поднимание туловища за 30 сек, раз Прыжок боком через гимнастическую скамейку за 30 сек, раз Бег на 300 м, мин Техническая подготовка Накат справа по диагонали, ударов Подрезка справа и слева, ударов Подачи и их прием, ударов Общая физическая подготовка Челночный бег 3х10 м, сек Многоскоки (8 прыжков), м Специальная физическая подготовка Бег на 30 м с мячом, сек Удары по мячу на дальность – сумма ударов с правой и левой ноги, м Техническая подготовка Жонглирование мячом, раз Остановка мяча внутренней стороной стопы Остановки мяча ногой (подошвой) 160 24 15 1,10 15 10 6 9,5 12,5 6,5 28 8 + + Второй год обучения № п/п 1. Контрольные упражнения Общая физическая подготовка Прыжки в длину с места, см результат 160 2. 3. 4. 5. 6. 7. 11. 12 13. 13. 14. 15. Тройной прыжок с места, см Бег на 30 метров, сек Бег на 300 м, сек Техническая подготовка Накат справа по диагонали, ударов Подрезка справа и слева, ударов Подачи и их прием, ударов Специальная физическая подготовка Бег на 30 м с мячом, сек Удары по мячу на дальность – сумма ударов с правой и левой ноги, м Вбрасывание мяча на дальность, м Техническая подготовка Жонглирование мячом, раз Остановка мяча внутренней стороной стопы Удар по мячу на точность, попаданий 4. МАТЕРИАЛЬНО_ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Спортивное оборудование и инвентарь скамейки гимнастические; козел гимнастический; маты гимнастические; стенка гимнастическая; перекладина навесная; палки и обручи гимнастические; скакалки; стойки для прыжков в высоту; мячи набивные; ворота футбольные; форма спортивная (майки, трусы, гетры и обувь); мячи футбольные; мячи малые и большие. 450 5,2 60 15 10 6 6,4 35 12 10 + 6 Литература. Хеддгертготт К. Новая футбольная школа. М. : Физкультура и спорт, 2020. Коваленко В.И. Поурочные разработки по физкультуре. – М.: Вако, 2019 Портных Ю.И. Спортивные и подвижные игры. -М.: Физкультура и спорт,2018. Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию. –Минск: Высшая школа, 2021 Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. –М.: Издательство, 2020. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И, Психология физического воспитания и спорта. - М.: АСАDЕМIА, 2021.. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. - М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2020. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Контрольные упражнения Норматив Прыжки в длину с места, см Поднимание туловища за 30 сек, раз Прыжок боком через гимнастическую скамейку за 30 сек, раз Бег на 300 м, мин Накат справа по диагонали, ударов Подрезка справа и слева, ударов Подачи и их прием, ударов 160 24 15 Челночный бег 3х10 м, сек Многоскоки (8 прыжков), м Бег на 30 м с мячом, сек Удары по мячу на дальность – сумма ударов с правой и левой ноги, м Жонглирование мячом, раз Остановка мяча внутренней стороной стопы Остановки мяча ногой (подошвой) Нач Кон ало ец года года 1,10 15 10 6 9,5 12,5 6,5 28 8 + + Контрольные упражнения Норматив Прыжки в длину с места, см Поднимание туловища за 30 сек, раз Прыжок боком через гимнастическую скамейку за 30 сек, раз Бег на 300 м, мин Накат справа по диагонали, ударов Подрезка справа и слева, ударов 160 24 15 1,10 15 10 Нач Кон ало ец года года 7. Подачи и их прием, ударов 8. 9. 10. 11. Челночный бег 3х10 м, сек Многоскоки (8 прыжков), м Бег на 30 м с мячом, сек Удары по мячу на дальность – сумма ударов с правой и левой ноги, м Жонглирование мячом, раз Остановка мяча внутренней стороной стопы Остановки мяча ногой (подошвой) 12. 13. 14. 6 9,5 12,5 6,5 28 8 + +