Некоммерческое частное общеобразовательное учреждение «Гимназия «Во имя Святых Царственных Страстотерпцев» СОГЛАСОВАНО на заседании Педагогического совета НЧОУ «Гимназия «Во имя Святых Царственных Страстотерпцев» Протокол №1 от 30 августа 2023 года УТВЕРЖДАЮ Директор НЧОУ «Гимназия «Во имя Святых Царственных Страстотерпцев» _______________Левина О. В. приказ № 2 од от 31 августа 2023 года ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. Екатеринбург Программа дополнительного образования НЧОУ «Гимназия «Во имя Святых Царственных Страстотерпцев» разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, федеральных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Разработка Программы осуществлялась на основе следующих нормативно правовых документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ с учетом дальнейших изменений; Приказ Минпросвещения России от 09.11 2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Стратегия развития и воспитания в Российской Федерации» на период до 2025 года, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996 - р; Концепция развития дополнительного образования от 04.09.2014 № 1726-р СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" СП 1.2.3685-21 Устав НЧОУ «Гимназия «Во Имя Святых Царственных Страстотерпцев» Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» существует отдельный вид образования дополнительное. Оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Данная образовательная программа разработана в соответствии с особенностями и возможностями НЧОУ Гимназия, его образовательными условиями, с учетом образовательных интересов и потребностей социума, обучающихся и их родителей, возросших требований к воспитанию и социальной адаптации личности в социуме. Реализация программ дополнительного образования должна строиться на следующих основаниях: - свобода выбора программ дополнительного образования и режима их освоения; - соответствие программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; - вариативность, гибкость и мобильность программ дополнительного образования; - разноуровневость (ступенчатость) программ; - модульность содержания программ, возможность взаимозачета результатов; - творческий и продуктивный характер программ дополнительного образования. Дополнительное образование обучающихся - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации программ дополнительного образования, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение многообразных потребностей обучающихся в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе. Дополнительное образование обучающихся по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со - стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности обучающегося. Участие обучающихся в творческих коллективах и секциях по интересам позволяет каждому реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, где-то непременно добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость обучающихся во внеурочное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время. Большое количество детских коллективов, не связанных напрямую с учебной деятельностью, создает благоприятную возможность для расширения поля межличностного взаимодействия обучающихся разного возраста и сплочения на этой основе узнавших друг друга обучающихся в единый школьный коллектив. А массовое участие обучающихся в регулярно проводимых в школе праздниках, соревнованиях приобщает их к процессу появления школьных традиций, формированию корпоративного духа «своей» школы, чувства гордости за нее. 1.Цели и задачи дополнительного образования Цель: создание оптимальных педагогических условий для всестороннего удовлетворения образовательного запроса обучающихся и их родителей, развития индивидуальных склонностей и способностей обучающихся, мотивации личности к познанию и творчеству. Основными задачами дополнительного образования являются: -изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании; - формирование и развитие творческих способностей детей; -удовлетворение индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании; -формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья детей; -обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, художественноэстетического, экологического, трудового воспитания детей; -выявление, развитие и поддержка талантливых детей, а также проявивших выдающиеся способности; - сохранение психического и физического здоровья обучающихся -социализация и адаптация детей к жизни в обществе. 2.Принципы организации дополнительного образования. При организации дополнительного образования детей НЧОУ Гимназия опирается на следующие приоритетные принципы: -Принцип доступности. Дополнительное образование - образование доступное. Здесь могут заниматься любые дети. При этом система дополнительного образования детей является своего рода механизмом социального выравнивания возможностей получения персонифицированного образования. -Принцип природосообразности - учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей при включении их в различные виды деятельности. -Принцип индивидуальности. Дополнительное образование реализует право ребенка на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на смену в ходе образовательного процесса предмета и вида деятельности, конкретного объединения и даже педагога. При этом успехи ребенка принято сравнивать в первую очередь с предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы - не подвергать порицаниям. -Принцип развития. Данный принцип подразумевает создание среды образования, которая обеспечивает развитие индивидуального личностного потенциала каждого ребенка, совершенствование педагогической системы, содержания, форм и методов дополнительного образования в целостном образовательном процессе. Образование, осуществляющееся в процессе организованной деятельности, интересной ребенку, еще более мотивирует его, стимулирует к активному самостоятельному поиску, подталкивает к самообразованию. -Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении общего и дополнительного образования. Органическая связь общего и дополнительного образования детей способствует обогащению образовательной среды Гимназии новыми возможностями созидательно-творческой деятельности. -Принцип социализации предполагает создание необходимых условий для адаптации детей к жизни в современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов поведения, присущих российскому и мировому обществу. -Принцип личностной значимости подразумевает под собой динамичное реагирование дополнительного образования на изменяющиеся потребности детей. -Принцип ориентации на приоритеты духовности и нравственности предполагает формирование нравственно-ценностных ориентаций личности, развитие чувственно эмоциональной сферы ребенка, нравственно-творческого отношения и является доминантой дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ, всей жизнедеятельности детей, педагогов, образовательной среды дополнительного образования. -Принцип деятельностного подхода. Через систему мероприятий (дел) дети включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка. -Принцип творчества в реализации системы дополнительного образования означает, что творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий не только её вхождение в мир культуры, формирование социально значимой модели существования в современном мире, но и реализацию внутренней потребности личности к самовыражению, самопрезентации. Для реализации этого приоритета важно создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к творчеству в любом его проявлении. -Принцип разновозрастного единства. Существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество детей разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях дети могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других. -Принцип открытости системы. Совместная работа Гимназии, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры и образования города Екатеринбурга направлена на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. 3.Функции дополнительного образования - образовательная - обучение по программам дополнительного образования, получение обучающимся новых знаний; - воспитательная - обогащение культурного слоя образовательной организации, формирование культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание обучающихся через их приобщение к культуре; - информационная - передача обучающемуся максимального объема информации (из которого последний берет столько, сколько хочет и может усвоить); - коммуникативная - это расширение возможностей, круга делового и дружеского общения обучающегося со сверстниками и взрослыми в свободное время; - профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов обучающегося, включая предпрофессиональную ориентацию. - интеграционная - создание единого образовательного пространства школы; - компенсаторная - освоение обучающимся новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для обучающегося фон освоения содержания общего образования, предоставление обучающемуся определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой или спортивной деятельности; - социализация - освоение обучающимся социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни; - самореализация - самоопределение обучающегося в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие. 4.Содержание и организация дополнительного образования Образовательная деятельность в дополнительном образовании осуществляется через различные объединения обучающихся по интересам. Это кружки, спортивные секции. При этом основным способом организации деятельности обучающихся является их объединение в учебные группы, т.е. группы обучающихся с общими интересами, которые совместно занимаются по единой программе дополнительного образования в течение учебного года. Учебная группа (в той или иной ее разновидности) является основным способом организации деятельности обучающихся практически в любом из видов объединений дополнительного образования. В них могут заниматься обучающиеся от 6 до 18 лет. Обычно учебный год в объединениях дополнительного образования начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года. В период школьных каникул занятия могут: - проводиться по специальному расписанию с переменным составом обучающихся, - продолжаться в форме поездок, экскурсий, соревнований и т. д. Комплектование состава объединений дополнительного образования начинается в сентябре. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях разного профиля, однако, в соответствии с СанПиН, посещение обучающимся занятий более чем 2х объединений (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более 3 раз в неделю. Занятия обучающихся в системе дополнительного образования проводятся с понедельника по пятницу, после уроков, в некоторых случаях занятия могут проводиться в субботу и воскресенье в дневное время. Объединения дополнительного образования создаются для обучающихся одного возраста или разных возрастов. Продолжительность занятий обучающихся в объединениях дополнительного образования не должна превышать: в учебные дни - не более 1,5 часов; в выходные и каникулярные дни - не более 3 часов. Продолжительность одного занятия зависит также от возраста обучающихся. После 30-40 мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин. для отдыха и проветривания помещений. В зависимости от специфики объединений возможно уменьшение или увеличение продолжительности одного занятия, что должно особо оговариваться в рабочей программе педагога. Занятия в объединениях дополнительного образования начинаются не ранее 13.00 часов и заканчиваются не позднее 17.00 часов. Цели, задачи и содержание деятельности объединений дополнительного образования определяются на основе примерных образовательных программ, предложенных Министерством образования РФ, или рабочих программ руководителей объединений, разработанных ими самостоятельно. Работа обучающихся в объединениях дополнительного образования строится на принципах сотрудничества и самоуправления, сочетания коллективной и индивидуальной деятельности. Рабочая программа руководителя объединения дополнительного образования это: - документ, отражающий педагогическую концепцию руководителя в соответствии с условиями, методами и технологиями достижения запланированных результатов; - модель учебного курса, отражающая процесс взаимодействия руководителя и обучающегося, содержащая обоснование содержания образования и технологии его передачи; - курс, расширяющий одну из образовательных областей основного образования; - индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, при прохождении которого он выйдет на определенный уровень образованности; - предметная сторона, составная часть единой образовательной программы образовательной организации, рассматривающая одну из областей основного образования и позволяющая обучающемуся в этой области самоопределиться и реализовать себя. В целях повышения качества педагогической деятельности в системе дополнительного образования необходимо соблюдать общие требования, которым должны отвечать рабочие программы объединений дополнительного образования. Во-первых, программы дополнительного образования должны соответствовать Закону Российской Федерации «Об образовании», а также локальным актам образовательной организации. Во-вторых, программы дополнительного образования, реализуемые в свободное от основной учебной нагрузки время, должны исключать общее повышение учебной нагрузки и утомляемости обучающихся за счет: - обеспечения личностно-мотивированного участия обучающегося в интересной и доступной деятельности, свободы выбора личностнозначимого содержания образования, форм деятельности и общения; - организации естественных для соответствующего возраста форм детской активности (познание, труд, самодеятельность, общение, игра); - использования интерактивных способов освоения программы. В-третьих, программы, реализуемые в системе дополнительного образования детей, должны обладать рядом качеств. В их числе: - актуальность (ориентирована на решение наиболее значимых проблем для внешкольного образования); - прогностичность (отражает требования не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня; способна соответствовать изменяющимся условиям и требованиям к реализации программы); - реалистичность (определяет цели, способы их достижения и имеющиеся ресурсы для получения максимально полезного результата); - чувствительность к сбоям (возможность своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренных программой); - целостность (полнота и согласованность действий, необходимых для достижения целей); - контролируемость (наличие способа проверки реально полученных результатов на их соответствие промежуточным и конечным целям); - преемственность и согласованность ее содержания с образовательными программами общеобразовательной школы; - практическая значимость, технологичность (доступность для использования в педагогической практике). Требования к рабочей программе объединения дополнительного образования отражены в Положении о рабочих программах дополнительного образования. 5.Ожидаемые результаты и мониторинг эффективности дополнительного образования. «Социальный заказ» общества и государства на выпускника основной и средней школы складывается из следующих компонентов: - любовь к своему краю, его культуре и духовным традициям; - осознание и понимание ценностей человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; - готовность адаптироваться к социально-экономическим условиям современного поликультурного мира; - познание мира, осознание ценность труда, науки и творчества; - социальная активность, - уважение других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; - осознанно выполнение правил здорового и безопасного образа жизни; - воспитание экологической культуры. В процессе реализации Программы произойдет: - внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости обучающихся в свободное время; - улучшение психологической и социальной комфортности в едином образовательном пространстве НЧОУ Гимназия; - укрепление здоровья и повышение физической и творческой активности обучающихся; - укрепление связи между семьёй и образовательной организацией. В ходе мониторинга результатов Программы дополнительного образования планируется положительная динамика по следующим критериям: - рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающей деятельности; - увеличение количества обучающихся, готовых к саморазвитию и к успешной адаптация в социуме; - положительная динамика физического и психического здоровья школьников; - рост числа обучающихся, охваченных содержательно-досуговой деятельностью. Контроль результативности дополнительного образования в гимназии, его интеграции с общим образованием коллектив гимназии планирует осуществлять путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих). Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: - степень помощи, которую оказывает руководитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь меньше, тем выше самостоятельность обучающихся и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; - поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты занятий; - оценка востребованности форм и мероприятий дополнительного образования; сохранность контингента всех направлений дополнительного образования; анкетирование обучающихся и родителей (лиц их заменяющих) по итогам года с целью выявления удовлетворённости занятиями объединений дополнительного образования. - оценка динамики качественных изменений личности обучающегося по результатам самооценки. - развитие и сплочение коллектива объединения, характер межличностных отношений. Анализ востребованности занятий оценивается по критериям: массовость посещения; расширение спектра интересов обучающихся; динамика участия в выставках, конкурсах, соревнованиях и т.п. школьного и других уровней. Мониторинг осуществляется 1 раз в конце учебного года. Проводится анкетирование на выявление предпочтений, интересов дополнительного образования. 6.Материально-техническое обеспечение деятельности дополнительного образования. Для реализации дополнительной образовательной программы НЧОУ Гимназия располагает спортивным залом со спортивным инвентарем, библиотекой, пришкольной территорией, актовым залом. Учебные кабинеты оборудованы компьютерной техникой с подключением к локальной сети Интернет. 7.Особенности организации дополнительного образования в НЧОУ Организация дополнительного образования НЧОУ Гимназия осуществляется на основе данной Программы дополнительного образования и реализуется в настоящее время через занятия спортивно-оздоровительного направления и . Годовой план дополнительного Приложением к данной Программе. образования НЧОУ Гимназия является Приложение Годовой план дополнительного образования Направление Название 1 кл дополнительного образования Волейбол Футбол - 2 кл 3 кл 4 кл - - - 2 5 кл 6 кл 7-9 1 - - -