Программа дополнительного образования

Некоммерческое частное общеобразовательное учреждение «Гимназия «Во имя Святых Царственных Страстотерпцев»
СОГЛАСОВАНО
на заседании Педагогического совета
НЧОУ «Гимназия «Во имя Святых
Царственных Страстотерпцев»
Протокол №1 от 30 августа 2023 года

УТВЕРЖДАЮ
Директор НЧОУ «Гимназия «Во имя Святых
Царственных Страстотерпцев»
_______________Левина О. В.
приказ № 2 од от 31 августа 2023 года

ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

г. Екатеринбург

Программа дополнительного образования НЧОУ «Гимназия «Во имя Святых
Царственных Страстотерпцев» разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего общего образования, федеральных образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования.
Разработка Программы осуществлялась на основе следующих нормативно
правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ
с учетом дальнейших изменений;
Приказ Минпросвещения России от 09.11 2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Стратегия развития и воспитания в Российской Федерации» на период до 2025 года,
утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996 - р;
Концепция развития дополнительного образования от 04.09.2014 № 1726-р
СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
СП 1.2.3685-21
Устав НЧОУ «Гимназия «Во Имя Святых Царственных Страстотерпцев»
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» существует отдельный вид образования дополнительное. Оно направлено на формирование и развитие творческих способностей
детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного
времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в
обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей,
проявивших выдающиеся способности.
Данная образовательная программа разработана в соответствии с особенностями и
возможностями НЧОУ Гимназия, его образовательными условиями, с учетом
образовательных интересов и потребностей социума, обучающихся и их родителей,
возросших требований к воспитанию и социальной адаптации личности в социуме.
Реализация программ дополнительного образования должна строиться на
следующих основаниях:
- свобода выбора программ дополнительного образования и режима их освоения;
- соответствие программ и форм дополнительного образования возрастным и
индивидуальным особенностям детей;
- вариативность, гибкость и мобильность программ дополнительного образования;
- разноуровневость (ступенчатость) программ;
- модульность содержания программ, возможность взаимозачета результатов;
- творческий и продуктивный характер программ дополнительного образования.
Дополнительное образование обучающихся - целенаправленный процесс
воспитания, развития личности и обучения посредством реализации программ
дополнительного образования, оказания дополнительных образовательных услуг и
информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных
программ в интересах человека, государства.
Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение
многообразных потребностей обучающихся в познании и общении, которые далеко не
всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.
Дополнительное образование обучающихся по праву рассматривается как важнейшая
составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском
обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со
-

стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе
воспитание, обучение и развитие личности обучающегося.
Участие обучающихся в творческих коллективах и секциях по интересам позволяет
каждому реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, где-то непременно
добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах
сверстников, педагогов, родителей. Занятость обучающихся во внеурочное время
способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать
свое время. Большое количество детских коллективов, не связанных напрямую с учебной
деятельностью, создает благоприятную возможность для расширения поля
межличностного взаимодействия обучающихся разного возраста и сплочения на этой
основе узнавших друг друга обучающихся в единый школьный коллектив. А массовое
участие обучающихся в регулярно проводимых в школе праздниках, соревнованиях
приобщает их к процессу появления школьных традиций, формированию корпоративного
духа «своей» школы, чувства гордости за нее.
1.Цели и задачи дополнительного образования

Цель:
создание оптимальных педагогических условий для всестороннего удовлетворения
образовательного запроса обучающихся и их родителей, развития индивидуальных
склонностей и способностей обучающихся, мотивации личности к познанию и творчеству.
Основными задачами дополнительного образования являются:
-изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании;
- формирование и развитие творческих способностей детей;
-удовлетворение индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном, нравственном
и физическом совершенствовании;
-формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья
детей;
-обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, художественноэстетического, экологического, трудового воспитания детей;
-выявление, развитие и поддержка талантливых детей, а также проявивших выдающиеся
способности;
- сохранение психического и физического здоровья обучающихся
-социализация и адаптация детей к жизни в обществе.
2.Принципы организации дополнительного образования.

При организации дополнительного образования детей НЧОУ Гимназия опирается на
следующие приоритетные принципы:
-Принцип доступности. Дополнительное образование - образование доступное. Здесь
могут заниматься любые дети. При этом система дополнительного образования детей
является своего рода механизмом социального выравнивания возможностей получения
персонифицированного образования.
-Принцип природосообразности - учёт возрастных и индивидуальных особенностей,
задатков, возможностей детей при включении их в различные виды деятельности.
-Принцип индивидуальности. Дополнительное образование реализует право ребенка на
овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на смену в ходе
образовательного процесса предмета и вида деятельности, конкретного объединения и
даже педагога. При этом успехи ребенка принято сравнивать в первую очередь с
предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы - не
подвергать порицаниям.
-Принцип развития. Данный принцип подразумевает создание среды образования,
которая обеспечивает развитие индивидуального личностного потенциала каждого
ребенка, совершенствование педагогической системы, содержания, форм и методов

дополнительного образования в целостном образовательном процессе. Образование,
осуществляющееся в процессе организованной деятельности, интересной ребенку, еще
более мотивирует его, стимулирует к активному самостоятельному поиску,
подталкивает к самообразованию.
-Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении общего и
дополнительного образования. Органическая связь общего и дополнительного
образования детей способствует обогащению образовательной среды Гимназии новыми
возможностями созидательно-творческой деятельности.
-Принцип социализации предполагает создание необходимых условий для адаптации
детей к жизни в современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и
образов поведения, присущих российскому и мировому обществу.
-Принцип личностной значимости подразумевает под собой динамичное реагирование
дополнительного образования на изменяющиеся потребности детей.
-Принцип ориентации на приоритеты духовности и нравственности предполагает
формирование нравственно-ценностных ориентаций личности, развитие чувственно
эмоциональной сферы ребенка, нравственно-творческого отношения и является
доминантой дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ, всей
жизнедеятельности детей, педагогов, образовательной среды дополнительного
образования.
-Принцип деятельностного подхода. Через систему мероприятий (дел) дети включаются
в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого
ребёнка.
-Принцип творчества в реализации системы дополнительного образования означает, что
творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности,
обеспечивающий не только её вхождение в мир культуры, формирование социально
значимой модели существования в современном мире, но и реализацию внутренней
потребности личности к самовыражению, самопрезентации. Для реализации этого
приоритета важно создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов
образовательного процесса к творчеству в любом его проявлении.
-Принцип разновозрастного единства. Существующая система дополнительного
образования обеспечивает сотрудничество детей разных возрастов и педагогов.
Особенно в разновозрастных объединениях дети могут проявить свою инициативу,
самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая
интересы других.
-Принцип открытости системы. Совместная работа Гимназии, семьи, других социальных
институтов, учреждений культуры и образования города Екатеринбурга направлена на
обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного,
интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и
образовательных потребностей.
3.Функции дополнительного образования

- образовательная - обучение по программам дополнительного образования,
получение обучающимся новых знаний;
- воспитательная - обогащение культурного слоя образовательной организации,
формирование культурной среды, определение на этой основе четких нравственных
ориентиров, ненавязчивое воспитание обучающихся через их приобщение к культуре;
- информационная - передача обучающемуся максимального объема информации
(из которого последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);
- коммуникативная - это расширение возможностей, круга делового и дружеского
общения обучающегося со сверстниками и взрослыми в свободное время;
- профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально
значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов обучающегося,
включая предпрофессиональную ориентацию.

- интеграционная - создание единого образовательного пространства школы;
- компенсаторная - освоение обучающимся новых направлений деятельности,
углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально
значимый для обучающегося фон освоения содержания общего образования,
предоставление обучающемуся определенных гарантий достижения успеха в избранных им
сферах творческой или спортивной деятельности;
- социализация - освоение обучающимся социального опыта, приобретение им
навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для
жизни;
- самореализация - самоопределение обучающегося в социально и культурно
значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное
саморазвитие.
4.Содержание и организация дополнительного образования
Образовательная деятельность в дополнительном образовании осуществляется через
различные объединения обучающихся по интересам. Это кружки, спортивные секции.
При этом основным способом организации деятельности обучающихся является их
объединение в учебные группы, т.е. группы обучающихся с общими интересами, которые
совместно занимаются по единой программе дополнительного образования в течение
учебного года. Учебная группа (в той или иной ее разновидности) является основным
способом организации деятельности обучающихся практически в любом из видов
объединений дополнительного образования. В них могут заниматься обучающиеся от 6 до
18 лет.
Обычно учебный год в объединениях дополнительного образования начинается 1
сентября и заканчивается 31 мая текущего года. В период школьных каникул занятия могут:
- проводиться по специальному расписанию с переменным составом обучающихся,
- продолжаться в форме поездок, экскурсий, соревнований и т. д.
Комплектование состава объединений дополнительного образования начинается в
сентябре.
Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях разного
профиля, однако, в соответствии с СанПиН, посещение обучающимся занятий более чем 2х объединений (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Кратность посещения занятий
одного профиля рекомендуется не более 3 раз в неделю.
Занятия обучающихся в системе дополнительного образования проводятся с
понедельника по пятницу, после уроков, в некоторых случаях занятия могут проводиться в
субботу и воскресенье в дневное время.
Объединения дополнительного образования создаются для обучающихся одного
возраста или разных возрастов.
Продолжительность занятий обучающихся в объединениях дополнительного
образования не должна превышать:
в учебные дни - не более 1,5 часов;
в выходные и каникулярные дни - не более 3 часов.
Продолжительность одного занятия зависит также от возраста обучающихся.
После 30-40 мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее
10 мин. для отдыха и проветривания помещений.
В зависимости от специфики объединений возможно уменьшение или увеличение
продолжительности одного занятия, что должно особо оговариваться в рабочей программе
педагога.
Занятия в объединениях дополнительного образования начинаются не ранее 13.00
часов и заканчиваются не позднее 17.00 часов. Цели, задачи и содержание деятельности
объединений дополнительного образования определяются на основе примерных
образовательных программ, предложенных Министерством образования РФ, или рабочих
программ руководителей объединений, разработанных ими самостоятельно. Работа

обучающихся в объединениях дополнительного образования строится на принципах
сотрудничества и самоуправления, сочетания коллективной и индивидуальной
деятельности.
Рабочая программа руководителя объединения дополнительного образования это:
- документ, отражающий педагогическую концепцию руководителя в соответствии
с условиями, методами и технологиями достижения запланированных результатов;
- модель учебного курса, отражающая процесс взаимодействия руководителя и
обучающегося, содержащая обоснование содержания образования и технологии его
передачи;
- курс, расширяющий одну из образовательных областей основного образования;
- индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, при прохождении
которого он выйдет на определенный уровень образованности;
- предметная сторона, составная часть единой образовательной программы
образовательной организации, рассматривающая одну из областей основного образования
и позволяющая обучающемуся в этой области самоопределиться и реализовать себя.
В целях повышения качества педагогической деятельности в системе
дополнительного образования необходимо соблюдать общие требования, которым должны
отвечать рабочие программы объединений дополнительного образования.
Во-первых, программы дополнительного образования должны соответствовать
Закону Российской Федерации «Об образовании», а также локальным актам
образовательной организации.
Во-вторых, программы дополнительного образования, реализуемые в свободное от
основной учебной нагрузки время, должны исключать общее повышение учебной нагрузки
и утомляемости обучающихся за счет:
- обеспечения личностно-мотивированного участия обучающегося в интересной и
доступной деятельности, свободы выбора личностнозначимого содержания образования,
форм деятельности и общения;
- организации естественных для соответствующего возраста форм детской
активности (познание, труд, самодеятельность, общение, игра);
- использования интерактивных способов освоения программы.
В-третьих, программы, реализуемые в системе дополнительного образования детей,
должны обладать рядом качеств. В их числе:
- актуальность (ориентирована на решение наиболее значимых проблем для
внешкольного образования);
- прогностичность (отражает требования не только сегодняшнего, но и завтрашнего
дня; способна соответствовать изменяющимся условиям и требованиям к реализации
программы);
- реалистичность (определяет цели, способы их достижения и имеющиеся ресурсы
для получения максимально полезного результата);
- чувствительность к сбоям (возможность своевременно обнаруживать отклонения
реального положения дел от предусмотренных программой);
- целостность (полнота и согласованность действий, необходимых для достижения
целей);
- контролируемость (наличие способа проверки реально полученных результатов на
их соответствие промежуточным и конечным целям);
- преемственность и согласованность ее содержания с образовательными
программами общеобразовательной школы;
- практическая значимость, технологичность (доступность для использования в
педагогической практике).
Требования к рабочей программе объединения дополнительного образования
отражены в Положении о рабочих программах дополнительного образования.

5.Ожидаемые результаты и мониторинг эффективности дополнительного
образования.
«Социальный заказ» общества и государства на выпускника основной и средней
школы складывается из следующих компонентов:
- любовь к своему краю, его культуре и духовным традициям;
- осознание и понимание ценностей человеческой жизни, семьи, гражданского
общества, многонационального российского народа, человечества;
- готовность адаптироваться к социально-экономическим условиям современного
поликультурного мира;
- познание мира, осознание ценность труда, науки и творчества;
- социальная активность,
- уважение других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать
взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполнение правил здорового и безопасного образа жизни;
- воспитание экологической культуры.
В процессе реализации Программы произойдет:
- внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости
обучающихся в свободное время;
- улучшение психологической и социальной комфортности в едином
образовательном пространстве НЧОУ Гимназия;
- укрепление здоровья и повышение физической и творческой активности
обучающихся;
- укрепление связи между семьёй и образовательной организацией.
В ходе мониторинга результатов Программы дополнительного образования
планируется положительная динамика по следующим критериям:
- рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающей
деятельности;
- увеличение количества обучающихся, готовых к саморазвитию и к успешной
адаптация в социуме;
- положительная динамика физического и психического здоровья школьников;
- рост числа обучающихся, охваченных содержательно-досуговой деятельностью.
Контроль результативности дополнительного образования в гимназии, его
интеграции с общим образованием коллектив гимназии планирует осуществлять путем
проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся и их родителей
(лиц их заменяющих).
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает руководитель обучающимся при выполнении
заданий: чем помощь меньше, тем выше самостоятельность обучающихся и, следовательно,
выше развивающий эффект занятий;
- поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты занятий;
- оценка востребованности форм и мероприятий дополнительного образования;
сохранность контингента всех направлений дополнительного образования; анкетирование
обучающихся и родителей (лиц их заменяющих) по итогам года с целью выявления
удовлетворённости занятиями объединений дополнительного образования.
- оценка динамики качественных изменений личности обучающегося по
результатам самооценки.
- развитие и сплочение коллектива объединения, характер межличностных
отношений.
Анализ востребованности занятий оценивается по критериям: массовость
посещения; расширение спектра интересов обучающихся; динамика участия в выставках,
конкурсах, соревнованиях и т.п. школьного и других уровней.
Мониторинг осуществляется 1 раз в конце учебного года. Проводится

анкетирование на выявление предпочтений, интересов дополнительного образования.
6.Материально-техническое обеспечение деятельности дополнительного образования.
Для реализации дополнительной образовательной программы НЧОУ Гимназия
располагает спортивным залом со спортивным инвентарем, библиотекой, пришкольной
территорией, актовым залом.
Учебные кабинеты оборудованы компьютерной техникой с подключением к
локальной сети Интернет.
7.Особенности организации дополнительного образования в НЧОУ
Организация дополнительного образования НЧОУ Гимназия осуществляется на
основе данной Программы дополнительного образования и реализуется в настоящее время
через занятия спортивно-оздоровительного направления и .
Годовой план дополнительного
Приложением к данной Программе.

образования

НЧОУ

Гимназия

является

Приложение Годовой план дополнительного образования

Направление
Название 1 кл
дополнительного
образования
Волейбол
Футбол

-

2 кл

3 кл

4 кл

-

-

-

2

5 кл

6 кл

7-9

1
-

-

-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».