СОО Рабочая программа воспитания

НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ «ВО ИМЯ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ»
ПРИНЯТО
на педагогическом совете НЧОУ
«Гимназия «Во имя Святых
Царственных Страстотерпцев»
протокол №1 «30» августа 2023 года

УТВЕРЖДАЮ
Директор НЧОУ «Гимназия
«Во имя Святых Царственных
Страстотерпцев»
__________ Левина О.В.
приказ № 1од от «31 августа 2023 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ
СОО
(ИЗ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОО)

Некоммерческого частного
общеобразовательного учреждения
«Гимназия «Во имя Святых Царственных Страстотерпцев»
на 2023-2027 гг.

Екатеринбург 2023

130. Рабочая программа воспитания.
130.1. Пояснительная записка.
130.1.1.

Программа

преемственности

воспитания

образовательного

основывается

процесса

всех

на

единстве

уровней

и

общего

образования, соотносится с рабочими программами воспитания для
образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального
образования.
130.1.2. Программа воспитания:
предназначена

для

планирования

и

организации

системной

воспитательной деятельности в НЧОУ Гимназия;
реализуется

в

единстве

урочной

и

внеурочной

деятельности,

осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных
отношений, социальными институтами воспитания;
предусматривает

приобщение

обучающихся

к

российским

традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической
группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на
основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
предусматривает историческое просвещение, формирование российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся.
130.1.3. Программа воспитания

включает три раздела:

целевой,

содержательный, организационный.
130.1.4. При разработке или обновлении рабочей программы воспитания
её содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в
соответствии

с

особенностями

организационно-правовой

формой,

образовательной
контингентом

организации:

обучающихся

и

их

родителей (законных представителей), направленностью образовательной
программы, в том числе предусматривающей углублённое изучение
отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы,
особые образовательные потребности обучающихся.
130.2. Целевой раздел.

130.2.1. Содержание воспитания обучающихся в образовательной
организации определяется содержанием российских базовых (гражданских,
национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции
Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное
содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания
воспитания

обучающихся

включает

духовно-нравственные

ценности

культуры, традиционных религий народов России.
130.2.2. Воспитательная

деятельность

в

общеобразовательной

организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами
государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей
Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества,
готовой к мирному созиданию и защите Родины.
130.2.3. Цель и задачи воспитания обучающихся.
130.2.3.1. Цель

воспитания

обучающихся

в

образовательной

организации: развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации на основе традиционных российских ценностей (жизни,
достоинства, прав и свобод человека, патриотизма, гражданственности,
служения Отечеству и ответственности за его судьбу, высоких нравственных
идеалов, крепкой семьи, созидательного труда, приоритета духовного над
материальным, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма,
взаимопомощи и взаимоуважения, исторической памяти и преемственности
поколений, единства народов России1), а также принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства.
130.2.3.2. Задачи
организации:

воспитания

обучающихся

в

образовательной

усвоение

обучающимися

знаний

норм,

духовно-нравственных

ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально
значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных
отношений, применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС СОО.
130.2.3.3. Личностные

результаты

освоения

обучающимися

образовательных программ включают:
осознание российской гражданской идентичности;
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;
наличие

мотивации

к

целенаправленной

социально

значимой

деятельности;
сформированность

внутренней

позиции

личности

как

особого

ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
130.2.3.4. Воспитательная деятельность в образовательной организации
планируется

и

осуществляется

на

основе

аксиологического,

антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного,
личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей
и

взрослых,

следования

нравственному

примеру,

безопасной

жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
130.2.4. Направления воспитания.
130.2.4.1. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и
воспитательной деятельности образовательной организации по основным
направлениям воспитания в соответствии с ФГОС СОО и отражает готовность

обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный
опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
130.2.4.1.1. Гражданского

воспитания,

способствующего

формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к
общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику
власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской
государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры.
130.2.4.1.2. Патриотического воспитания, основанного на воспитании
любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам
России;

историческое

национального

просвещение,

исторического

формирование

сознания,

российской

российского
культурной

идентичности.
130.2.4.1.3. Духовно-нравственного воспитания на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов
России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и
взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
130.2.4.1.4. Эстетического

воспитания,

способствующего

формированию эстетической культуры на основе российских традиционных
духовных ценностей, приобщения к лучшим образцам отечественного и
мирового искусства.
130.2.4.1.5. Физического

воспитания,

ориентированного

на

формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального
благополучия – развитие физических способностей с учётом возможностей и
состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и
социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
130.2.4.1.6. Трудового

воспитания,

основанного

на

воспитании

уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей),
ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное
самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском

обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной
деятельности.
130.2.4.1.7. Экологического
формированию
отношения

к

традиционных

экологической
природе,

воспитания,
культуры,

окружающей

духовных

ответственного,

среде

ценностей,

способствующего

на

бережного

основе

навыков

российских

охраны,

защиты,

восстановления природы, окружающей среды.
130.2.4.1.8. Ценности

научного

познания,

ориентированного

на

воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества,
к получению знаний, качественного образования с учётом личностных
интересов и общественных потребностей.
130.2.5. Целевые ориентиры результатов воспитания.
130.2.5.1. Требования

к

личностным

результатам

освоения

обучающимися ООП СОО установлены ФГОС СОО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые
ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на
достижение которых направлена деятельность педагогического коллектива
для выполнения требований ФГОС СОО.
130.2.5.2. Целевые

ориентиры

определены

в

соответствии

с

инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских
базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают
единство воспитания, воспитательного пространства.
130.2.5.3. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне
среднего общего образования.
130.2.5.3.1. Гражданское воспитание:
осознанно

выражающий

свою

российскую

гражданскую

принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе;
сознающий своё единство с народом России как источником власти и
субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским
государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на

основе

исторического

просвещения,

сформированного

российского

национального исторического сознания;
проявляющий

готовность

к

защите

Родины,

способный

аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и
Российского государства, сохранять и защищать историческую правду;
ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения
закона и правопорядка, прав и свобод сограждан;
осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации
по

социальным,

национальным,

расовым,

религиозным

признакам,

проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной
деятельности;
обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в
ученическом самоуправлении, волонтёрском движении, экологических,
военно-патриотических и другие объединениях, акциях, программах).
130.2.5.3.2. Патриотическое воспитание:
выражающий

свою национальную, этническую принадлежность,

приверженность к родной культуре, любовь к своему народу;
сознающий причастность к многонациональному народу Российской
Федерации, Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность;
проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, традициям,
праздникам, памятникам народов, проживающих в родной стране – России;
проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за
рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении
российской культурной идентичности.
130.2.5.3.3. Духовно-нравственное воспитание:
проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным
ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого,
национального, конфессионального самоопределения;
действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-

нравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков,
деятельно выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков,
поведения, противоречащих этим ценностям;
проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека,
свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям
различных этнических групп, религий народов России, их национальному
достоинству и религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных
прав и свобод всех граждан;
понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог
с людьми разных национальностей, отношения к религии и религиозной
принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей, понимания брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей,
неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности;
обладающий сформированными представлениями о ценности и
значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов
России, демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству
познания отечественной и мировой духовной культуры.
130.2.5.3.4. Эстетическое воспитание:
выражающий

понимание

ценности

отечественного

и

мирового

искусства, российского и мирового художественного наследия;
проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей,
умеющий критически оценивать это влияние;
проявляющий понимание художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения
нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве;
ориентированный

на

осознанное

творческое

самовыражение,

реализацию творческих способностей в разных видах искусства с учётом

российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на
эстетическое обустройство собственного быта.
130.2.5.3.5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
понимающий и выражающий в практической деятельности ценность
жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и
укреплении своего здоровья и здоровья других людей;
соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том
числе безопасного поведения в информационной среде;
выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность), стремление к физическому совершенствованию,
соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни;
проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных
привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм
зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде,
понимание их вреда для физического и психического здоровья;
демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического,
эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения
безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием;
развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в
общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным,
информационным, природным).
130.2.5.3.6. Трудовое воспитание:
уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные
достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края,
страны, трудовые достижения российского народа;
проявляющий способность к творческому созидательному социально
значимому труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том
числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или
наёмного труда;

участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного
вида в семье, общеобразовательной организации, своей местности, в том числе
оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учётом соблюдения
законодательства Российской Федерации;
выражающий осознанную готовность к получению профессионального
образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
понимающий

специфику

трудовой

деятельности,

регулирования

трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки
в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и
трудиться в современном обществе;
ориентированный

на

осознанный

выбор

сферы

трудовой,

профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных
жизненных планов, потребностей своей семьи, общества.
130.2.5.3.7. Экологическое воспитание:
демонстрирующий в поведении сформированность экологической
культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов
на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в
природной среде;
выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред
природе;
применяющий знания естественных и социальных наук для разумного,
бережливого природопользования в быту, общественном пространстве;
имеющий

и

развивающий

опыт

экологически

направленной,

природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его
приобретении другими людьми.
130.2.5.3.8. Ценности научного познания:
деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных
областях с учётом своих интересов, способностей, достижений;
обладающий представлением о современной научной картине мира,
достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание

значения науки в жизни российского общества, обеспечении его безопасности,
гуманитарном, социально-экономическом развитии России;
демонстрирующий навыки критического мышления, определения
достоверной научной информации и критики антинаучных представлений;
развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и
систематизации фактов, осмысления опыта в естественно-научной и
гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
130.3. Содержательный раздел.
130.3.1. Уклад образовательной организации.
130.3.1.1. В данном разделе раскрываются основные особенности уклада
образовательной организации.
130.3.1.2. Уклад задаёт порядок жизни образовательной организации и
аккумулирует

ключевые

характеристики,

определяющие

особенности

воспитательного процесса. Уклад НЧОУ Гимназия удерживает ценности,
принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания,
в основе которых лежат российские базовые ценности, определяет условия и
средства воспитания, отражающие самобытный облик общеобразовательной
организации и её репутацию в окружающем образовательном пространстве,
социуме.
НЧОУ Гимназия «Гимназия во имя Святых Царственных Страстотерпцев»
расположена в Чкаловском районе г. Екатеринбурга, открытие гимназии
состоялось в 2001 году.
В течение первых десяти лет существования на территории гимназии
располагался филиал Московского Свято-Тихоновского богословского
института.
Также в это время гимназия была федеральной экспериментальной
площадкой Российской академии наук по теме «Духовно-нравственное
воспитание и развитие современного ребенка в социальных группах
общеобразовательного учреждения».
Гимназия эффективно осуществляет образовательную деятельность,

результаты работы которой соответствуют требованиям государства и
оценены участниками образовательных отношений и партнерами.
Цель работы Гимназии- сформировать личность ребенка, способной к
творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей
развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию; раскрыть
самые лучшие черты, таланты, помочь в поиске своего предназначения в
жизни и максимального приложения своих способностей.
Процесс воспитания в НЧОУ Гимназия «ВО Имя Святых Царственных
Страстотерпцев» основывается на следующих принципах взаимодействия
педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в Гимназии психологически комфортной среды
для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как
условие его эффективности.
Основными традициями воспитания в Гимназии являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогов и школьников является
коллективная разработка, планирование, проведение и анализ их
результатов;

- в Гимназии создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел поощряется конструктивное межклассное
и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная
активность;
- педагоги Гимназии ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в Гимназии является классный
руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно
развивающую, организационную, посредническую (в разрешении
конфликтов) функции.
В гимназии реализуется ряд проектов, которые определяют ее
самобытность. Это традиционные ежегодные исторический и английский
фестивали, конкурсы чтецов на английском и русском языках, предметные
недели,

научно-практические

конференции.

В

школе

работает

медиамастерская, редакция «Парта» и радиогазета, группы в социальных сетях
(Ютуб, Вконтакте).
Большое внимание уделяется профориентации обучающихся. Помимо уроков
профориентации в гимназии проходят встречи с представителями различных
профессий, мастер-классы. Наряду с аттестатами выпускники получают
свидетельства о получении специальности «бариста». В рамках проекта по
профориентации в школу приезжают выдающиеся музыканты, спортсмены,
священнослужители, предприниматели, ученые, военнослужащие, врачи,
стилисты, инженеры, дизайнеры, рестораторы, шахматисты. Организуются
поездки на предприятия.
В рамках проекта «Музыкальная гостиная» в гимназии регулярно
выступают

музыкальные

коллективы

и

исполнители

Свердловской

филармонии,

Уральского

народного

центра,

детских

музыкальных

коллективов.
Проект «Pro English» направлен на преодоление языкового барьера. Для
этого

в

гимназию

приглашаются

носители

английского

языка

из

Великобритании.
Проект «Россия глазами иностранцев» позволяет ребятам познакомиться
с культурой разных стран и рассказать им о России. Ребята встречались с
гостями из Китая, Сирии, Франции, Великобритании, Черногории.
Обучающиеся активно участвуют в городских и региональных
олимпиадах и конкурсах на площадках предметной, спортивной и
художественно-эстетической направленности.
Гимназисты

принимают

участие

в

значимых

культурно-

просветительских и социально-гражданских проектах:
-участие

в

Федеральных,

региональных

проектах,

проектах

по

медиаграмотности;
- организация авторских экспозиций в мультимедийном историческом
парке «Россия – моя история»;
- проведение литературно-музыкальных композиций в залах духовнопросветительского центра «Царский», библиотеки имени Герцена;
- участие в городских и российских проектах, посвященных семье
последнего русского императора Николая 2 (спектакли «Царские дети»,
«Последний путь Царственных Страстотерпцев», «Детство царя», участие
лучших выпускников в имперских балах в день рождения царя Николая
Александровича Романова, участие в Царских днях, в епархиальных
творческих выставках и концертах);
- организация концертов, просмотров фильмов, изготовление подарков
для ветеранов труда и ВОВ Чкаловского района, сотрудничество с Чкаловским
советом ветеранов, посещение ветеранов на дому, поездки в дом престарелых;
В гимназии работает много кружков и секций творческой и спортивнооздоровительной направленности: изо, рукоделие, шахматы, плавательный

бассейн, волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис, лазерный тир,
начальная военная подготовка, биатлон, кикбоксинг. Ребята регулярно
участвуют в Кроссе наций, Лыжне России, в гимназических и районных
смотрах строя и песни, Зарницах, проходят подготовку оказания доврачебной
помощи под руководством сотрудников центра медицины катастроф.
Также традиционными являются День гимназиста, День самоуправления,
Новогодняя неделя, научные турниры и др. Ежегодно в гимназии проходят
благотворительные осенние ярмарки.
Учебная деятельность и творческая, спортивная, духовно-нравственная
жизнь гимназии не являются раздельными, а тесно взаимосвязаны и
представляют собой единый образовательный процесс.
В Гимназии введена форма для обучающихся с 1 по 11 класс, на полошевроны установленного образца. Также имеется логотип гимназии.
Рядом с гимназией находится храм Всемилостивого Спаса, Дом культуры
«Елизаветинский», физкультурно-оздоровительный комплекс ООО
«Первые», Спортивно-образовательный центр «Аист», библиотека им.
Рылеева, МБОУ № 52, с которыми Гимназия тесно сотрудничает.
Образовательное учреждение находится в непосредственной близости к
лесопарковой зоне и реке Патрушихе. Все это способствует культурному,
духовно-нравственному, гражданско-патриотическому, интеллектуальному,
физическому, экологическому и эстетическому воспитанию.
НЧОУ Гимназия – это современное образовательное учреждение, имеющее
хорошую материально-техническую базу и постоянный кадровый состав. В
настоящее время в гимназии работают педагоги, имеющие высшую и первую
квалификационную категории, звание «Заслуженный учитель РФ»,
награжденные Почетной грамотой Министерства образования Свердловской
области.
Контингент учащихся составляет 25 % проживающих на территории
микрорайона Гимназии, 75 % - проживающих в разных районах города.
Школа востребована, классы заполнены на 100%. Многие выпускники

приводят своих детей учиться в Гимназию. Высока и активность родителей в
жизни школы (помощь родителей в подготовке и проведении мероприятий,
поездок, конкурсов, высокая посещаемость родительских собраний, являются
общественными наблюдателями на итоговой аттестции).
Эффективность работы гимназии подтверждается:
- высокими результатами итоговой аттестации выпускников и поступлением
на бюджетной основе в ведущие Российские ВУЗы;
- по окончании ВУЗов выпускники возвращаются в гимназию уже в качестве
педагогов и сотрудников, родителей, тем самым достигается преемственность
поколений.
130.3.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе
представлены по модулям.
В каждом модуле описываются виды, формы и содержание воспитательной
работы в учебном году в рамках определённого направления деятельности.
Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми
условиями, средствами, возможностями воспитания.
130.3.2.1. Модуль «Урочная деятельность».
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности,
аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки)
предусматривает:
максимальное

использование

содержания

учебных

предметов для

российских

традиционных

воспитательных
формирования

духовно-нравственных

и

возможностей
у

обучающихся

социокультурных

ценностей, российского исторического сознания на основе исторического
просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий,
вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в
определении воспитательных задач уроков, занятий;

включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной
работы;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений,
высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к
изучаемым событиям, явлениям, лицам;
применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий,
дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде,
способствует развитию критического мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие
укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку
доброжелательной атмосферы;
организацию

наставничества

мотивированных

и

эрудированных

обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными

потребностями,

дающего

обучающимся

социально

значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
− инициирование

и

поддержку

исследовательской

деятельности

обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых
проектов воспитательной направленности (проведение научно-практических
конференций,

дебатов,

проведение

Дней

науки,

научных

турниров,

интеллектуальных игр «Своя игра», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?» и др.).
130.3.2.2. Модуль «Внеурочная деятельность».

Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в
целях

обеспечения

индивидуальных

потребностей

обучающихся

осуществляется в рамках выбранных ими курсов:
курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военнопатриотической, краеведческой, историко-культурной направленности –
«Разговоры о важном», «Основы журналистики» ;
курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным
культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов
России, духовно-историческому краеведению (участие в конкурсах, беседы о
православных праздниках, молебны в часовне Гимназии и др.);
курсы,

занятия

познавательной,

научной,

исследовательской,

просветительской направленности- проектная деятельность, курсы по
подготовке к ЕГЭ, углубленное изучение предметов, участие в проекте «Код
будущего» (в рамках Федерального проекта «Развитие кадрового потенциала
отрасли национальной программы «Цифровая экономика»);
курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных
видов и жанров- посещение музеев и театров, встречи, концерты и др.;
курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленностиволейбол, футбол, баскетбол, биатлон, плавание;
курсы, занятия трудовой направленности- «Профориентация» (участие в
Национальном проекте России «Билет в будущее», классные часы, мастерклассы (стилист, визажист, бариста и др.), экскурсии, встречи, посещение
образовательных выставок);
130.3.2.3. Модуль «Классное руководство».
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как
особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь,
на решение задач воспитания и социализации обучающихся предусматривает:
планирование и проведение классных часов целевой воспитательной
тематической направленности;

инициирование и поддержку классными руководителями участия
классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой
помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
организацию интересных и полезных для личностного развития
обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с
разными

потребностями,

способностями,

давать

возможности

для

самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
сплочение

коллектива

класса

через

игры

и

тренинги

на

командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы,
экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса,
участие в выработке таких правил поведения в образовательной организации;
изучение особенностей личностного развития обучающихся путём
наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также
(при необходимости) с педагогом-психологом;
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание

взаимоотношений

с

одноклассниками

или

педагогами,

успеваемость и другое), совместный поиск решений проблем, коррекцию
поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их
родителями, с другими обучающимися класса;
индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения;
регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные
на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,
предупреждение и (или) разрешение конфликтов между учителями и
обучающимися;

проведение педагогических советов для решения конкретных проблем
класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся,
привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им
возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая
их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
организацию и проведение регулярных родительских собраний,
информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их
положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам
семьи в отношениях с учителями, администрацией;
создание и организацию работы родительского комитета класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе,
общеобразовательной организации;
привлечение родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий
в классе и общеобразовательной организации;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других
мероприятий.
130.3.2.4. Модуль «Основные школьные дела».
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел
предусматривает:
общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и другие) мероприятия, связанные с
общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в
которых участвуют все классы (День знаний, День самоуправления,
День гимназиста, Новогодняя неделя, День письма, День словаря, День
науки, Пасхальный праздник, День Победы, Исторический фестиваль,
Военно-патриотический фестиваль , военно-патриотическая игра
«Зарница», дни здоровья, спортивные соревнования дети-родителипедагоги (волейбол, веселые старты) и др.;
-литературно-музыкальные композиции, посвященные юбилеям поэтов и

писателей
-музыкальные среды
-торжественный ритуал «Посвящение в гимназисты», символизирующий
приобретение первоклассниками нового социального статуса в школе и
развивающий школьную идентичность детей.
-капустники - театрализованные выступления педагогов, родителей и
школьников с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на
темы жизни школьников и учителей ( День учителя, Новогодний Деньчер
старшеклассников, Рождественские миниатюры, Ералаши). Они создают
в школе атмосферу творчества и неформального общения, способствуют
сплочению детского, педагогического и родительского сообществ школы.
-проведение благотворительных Ярмарок
-проведение своп-вечеринок
- Запись поздравительных видеороликов - коллективные поздравления
детьми родителей, педагогов с праздниками в течение года
-Оформление Гимназического вестника- информационного стенда о
жизни гимназии
-Оформление вестника «Дивен Бог во Святых Своих»
-Оформление Доски почета
-Оформление выставок творческих работ к праздникам и знаменательным
датам
-торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом на следующий уровень образования, символизирующие новый
статус (Посвящение в гимназисты, Последний звонок, Выпускной);
-церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) школьников
и педагогов за активное участие в жизни гимназии, защиту чести
гимназии в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в
развитие гимназии. Это способствует поощрению социальной активности
детей,

развитию

позитивных

межличностных

отношений

между

педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и

уважения друг к другу.
-работу гимназической редакции «Парта»
-вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в
разных

ролях

(сценаристов,

постановщиков,

исполнителей,

корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов,
ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу
гостей и других), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки,
проведения, анализа общешкольных дел;
-наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их
отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогическими
работниками и другими взрослыми.

130.3.2.5. Модуль «Внешкольные мероприятия».
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
предусматривает:
-включение детей в проекты социальной направленности- осенняя и
весенняя благотворительные ярмарки, организация для ветеранов ВОВ, детей
войны районных праздников к Дню победы (спектакль, поздравление,
подарки, каша), участие в акциях «Письмо солдату», поздравление солдат с
Днем защитника Отечества, благотворительные концерты в библиотеке им.
Герцена, в Центре «Царский», в мультимедийном парке «Россия-моя
история» и др., приуроченные к знаменательным датам, к юбилеям поэтов и
писателей.
- организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания,
праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для
творческой самореализации школьников и включают их в активную
деятельность (традиционные соревнования по волейболу между детьми и
родителями, Веселые старты, Дни здоровья и др.)
-участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям

(«Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», Диктант Победы, «Родные
языки», «Живая классика», «Читаем вместе со страной», конкурсы стихов,
посвященные Дню Победы, Родине и др.)
-участие в общероссийских, региональных проектах, медиаинтенсивах,
медиапроектах;
-работа гимназических каналов в ютубе, ВК (масштабные мероприятия);
-внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в общеобразовательной организации
учебным предметам, курсам, модулям;
-экскурсии, походы выходного дня (в музеи, театры, на предприятия и др.),
организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с
родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к
планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
-разновозрастные походы и многодневные поездки, включающие в себя
комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается
особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными,
поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу,
атмосферой эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и
общей радости (походы выходного дня, поездки по стране, организация
летнего лагеря, поездки на конкурсы и др.).
130.3.2.6. Модуль «Организация предметно-пространственной среды».
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной
среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся,
других участников образовательных отношений по её созданию,
поддержанию, использованию в воспитательном процессе :
-оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в НЧОУ
Гимназия государственной символикой Российской Федерации (флаг, герб),
изображениями символики Российского государства в разные периоды
тысячелетней истории, исторической символики региона;

-организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного
флага Российской Федерации;
-размещение карт России, регионов, муниципальных образований
(современных и исторических, точных и стилизованных, географических,
природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе
материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых
культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических,
гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов
выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки,
производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
-изготовление, размещение, обновление художественных изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и
видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной
культуры и быта, духовной культуры народов России;
-организацию и поддержание в общеобразовательной организации звукового
пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической
воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные
сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
-разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном
процессе «мест гражданского почитания» (Гимназия носит имя Святых
Царственных Страстотерпцев) в помещениях НЧОУ Гимназия (часовня на 4
этаже Гимназии, портреты членов Царской Семьи на первом этаже и в
кабинетах, фотографии, детские рисунки, оформление стенда о Царской
Семье, оформление стенда «Дивен Бог во Святых Своих»);
-оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл
первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях,
поздравления педагогов и обучающихся и т. п. (Оформление «Гимназического
вестника»);

-разработку и популяризацию символики общеобразовательной организации
(эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и т. п.),
используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;
-подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих
работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их
способности, знакомящих с работами друг друга (сменные выставки в
рекреациях 1,2,3,4 этажей);
-поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
Гимназии, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение
территории;
-разработку, оформление, поддержание и использование игровых
пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого
отдыха;
-создание и поддержание в библиотеке стеллажей свободного книгообмена,
на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего
использования свои книги, брать для чтения другие;
-деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с
обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных
аудиторий, пришкольной территории;
-разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров
(событийный дизайн);
-разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.),
акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации,
актуальных вопросах профилактики и безопасности.
-благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее
учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее
повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми

(классный уголок, оформление стендов, творческие выставки, зона отдыха,
приобретение настольных игр, украшение класса к праздникам и др);
-совместная с детьми разработка проектов «Яркие пятницы», «Наш стиль в
субботу», используемые для эмоциональной разгрузки школьной
повседневности.;
-оформление гимназической Доски почета
130.3.2.7. Модуль

«Взаимодействие

с

родителями

(законными

представителями)».
Работа с родителями или законными представителями обучающихся
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном
вопросе.
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся предусматривает:
На групповом уровне:
-создание и деятельность в общеобразовательной организации, в классах
представительных органов родительского сообщества (родительского
комитета), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и
обучения,
-родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия
родителей с детьми с приглашением специалистов (психологов, диетологов,
косметологов);
-родительские дни, во время которых родители могут общаться с
педагогами для получения представления о ходе учебно-воспитательного
процесса в школе;
-общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного
взаимодействия родителей с детьми;

-семейный всеобуч, на котором родители получают ценные
рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей,
социальных работников и обмениваются собственным творческим опытом и
находками в деле воспитания детей;
-родительские форумы при школьном интернет-сайте, группы с
участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей
вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и
педагогов.
-совместные с родителями классные и общешкольные мероприятия
(праздники, концерты, спектакли), спортивно-оздоровительные мероприятия
(дни здоровья, Веселые старты, Зарница, соревнования по волейболу),
-участие родителей в подготовке и организации экскурсий, походов,
поездок.
-участие родителей в проведении ГИА (в роли общественных
наблюдателей)
На индивидуальном уровне:
-работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
-участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;
-помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
-индивидуальное

консультирование

c

целью

координации

воспитательных усилий педагогов и родителей
130.3.2.8. Модуль «Самоуправление».
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в
НЧОУ Гимназия предусматривает:
На уровне школы:
-организацию деятельности Совета старост, объединяющего старост классов

для облегчения распространения значимой для школьников информации и
получения обратной связи от классных коллективов;
-организацию работы постоянно действующего школьного актива,
инициирующего и организующего проведение личностно значимых для
школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников,
флешмобов и т.п.);
-организацию деятельности творческих советов дела, отвечающих за
проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров,
акций и т.п.;
На уровне классов работа осуществляется:
-через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся
класса лидеров (например, старост), представляющих интересы класса в
общешкольных делах и призванных координировать работу класса с работой
гимназии.
-через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса (например: сектор спортивных дел,
сектор творческих дел, учебный сектор и т. д);
-через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп,
отправляющихся в походы, на экскурсии, осуществляемую через систему
распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
-через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и
анализ общешкольных и внутриклассных дел;
-через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль,
функций по контролю за порядком и чистотой в классе.
130.3.2.9. Модуль «Профилактика и безопасность».
Реализация воспитательного потенциала профилактической
деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной
среды в НЧОУ Гимназия предусматривает:

организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в
образовательной

организации

эффективной

профилактической

среды

обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной
воспитательной деятельности;
проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения

безопасности,

выделение

и

психолого-педагогическое

сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям
(агрессивное поведение, зависимости и другое);
проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимися
групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних
специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов,
работников социальных служб, и других);
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,
программы профилактической направленности социальных и природных
рисков в образовательной организации и в социокультурном окружении с
педагогами, родителями, социальными партнёрами (антинаркотические,
антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и
молодёжные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях;
по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности
дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической
и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и другие);
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями
социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому
давлению;
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности,

альтернативной

девиантному

поведению,

познания

(путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения,
творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиознодуховной, благотворительной, художественной и другой);
130.3.2.10. Модуль «Социальное партнёрство».

Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства
предусматривает:
участие представителей организаций-партнёров, в том числе в
соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной

работы

(дни

открытых

дверей,

государственные,

региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и другие);
участие
отдельных

представителей

уроков,

организаций-партнёров

внеурочных

занятий,

в

внешкольных

проведении
мероприятий

соответствующей тематической направленности;
проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
реализация

социальных

проектов,

совместно

разрабатываемых

обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной,
экологической,

патриотической,

трудовой

и

другой

направленности,

ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего
социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
130.3.2.11. Модуль «Профориентация».
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
образовательной организации предусматривает:
проведение циклов профориентационных часов, направленных на
подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты,
кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий,
особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы;
посещение

профориентационных

выставок,

ярмарок

профессий,

тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в
организациях профессионального, высшего образования;

совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвящённых

выбору

профессий,

прохождение

профориентационного

онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и
направлениям профессионального образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов (уроки
профориентации в рамках национального образовательного проекта «Билет в
будущее» в 6-11 классах);
индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их
родителей

(законных

представителей)

по

вопросам

склонностей,

способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые
могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов,
включённых в обязательную часть образовательной программы, в рамках
компонента

участников

образовательных

отношений,

внеурочной

деятельности, дополнительного образования (мастер-классы по стилистике,
визажу, курсы бариста, журналистская практика, практика по фото, видео,
монтажу и др).
130.4. Организационный раздел.
130.4.1. Кадровое обеспечение.
Общее руководство воспитательной службой школы осуществляет
заместитель директора по воспитательной работе. В каждом классе с 5 по 11
с детьми работают учителя и классные руководители. Все педагоги имеют
высшую и первую квалификационную категории. Педагоги проходят курсы
повышения квалификации на базе автономного ОУ дополнительного
профессионального образования Свердловской области «Институт развития
образования» ( «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС
ООО в работе учителя», обучение с использованием дистанционных
образовательных технологий, «Воспитательный потенциал курсов
внеурочной деятельности » и др.) .Все педагоги участвуют в семинарах
психологов, педагогов, как очно, так и онлайн. Также все педагоги ежегодно

проходят курсы оказания доврачебной помощи НОУ ДПО «УЦПКМК, курсы
повышения квалификации специалистов, уполномоченных на решение задач
в области ГО и ЧС.
130.4.2. Нормативно-методическое обеспечение.
Программа воспитания НЧОУ Гимназия разработана с учётом
Письма Мин просвещения России от 7.08.2023 № АБ-3287-06 «О
направлении информации, Федеральной образовательной программы
начального общего образования. Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 18 мая 2023 №372.
В Гимназии разработаны:
-Программа воспитания НЧОУ Гимназия
-Образовательная программа дополнительного образования
-Рабочие программы дополнительного образования
-Рабочие программы внеурочной деятельности
Воспитательная деятельность в Гимназии регламентируется следующими
локальными актами:
– Правила внутреннего распорядка обучающихся
-Положение о психологической поддержке
-Положение о урегулировании споров
-Положение о школьной форме
-Положение о пропаганде и обучении ЗОЖ
-Положение о посещении мероприятий
-Положение о портфеле достижений обучающихся
-Порядок пользования инфраструктурой
-Положение о РП по ВД
-Положение о дистанционном обучении
130.4.3. Система поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции обучающихся.
130.4.3.1 Система поощрения проявлений активной жизненной позиции
и

социальной

успешности

обучающихся

призвана

способствовать

формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию,
инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в
воспитательных целях.
130.4.3.2. Система

проявлений

активной

жизненной

позиции

и

поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах:
публичности,

открытости

поощрений

(информирование

всех

обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии
значительного числа обучающихся);
соответствия процедур награждения укладу общеобразовательной
организации,

качеству

воспитывающей

среды,

символике

общеобразовательной организации;
прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе,
соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и другое);
сочетания

индивидуального

и

коллективного

поощрения

(использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность
стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся,
преодолевать

межличностные

противоречия

между

обучающимися,

получившими и не получившими награды);
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
130.4.3.3. Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции
обучающихся и социальной успешности (формы могут быть изменены, их
состав расширен): индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги,
благотворительная поддержка.
130.4.3.4. Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при
её организации и регулярном поощрении классными руководителями,
поддержке

родителями

(законными

представителями)

по

собиранию

(накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения
обучающегося.
Портфолио

может

включать

артефакты

признания

личностных

достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты,
поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и другого,
участвовавшего в конкурсах). Кроме индивидуального портфолио возможно
ведение портфолио класса.
130.4.3.5. Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий)
обучающихся или названий (номеров) групп обучающихся, классов в
последовательности, определяемой их успешностью, достижениями.
130.4.3.6. Благотворительная

поддержка

обучающихся,

групп

обучающихся (классов) может заключаться в материальной поддержке
проведения в НЧОУ Гимназия воспитательных дел, мероприятий, проведения
внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности
воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся
в помощи обучающихся, семей, педагогических работников.
Благотворительность

предусматривает

публичную

презентацию

благотворителей и их деятельности.
130.4.3.7. Также формой поощрения в Гимназии является Доска почета детейпобедителей конкурсов и соревнований разного уровня.
130.4.3.8. Помимо поощрения обучающихся в течение учебного года за
участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и др. (грамоты, дипломы,
сертификаты в книжные и спортивные магазины, канцелярия, сладкие и
фруктовые подарки), проводится поощрение в ходе ежегодного подведения
итогов «Лучший читатель» книгами.
130.4.4. Анализ

воспитательного

процесса

осуществляется

в

соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными
результатами обучающихся на уровне среднего общего образования,
установленными ФГОС СОО.
130.4.4.1. Основным методом анализа воспитательного процесса в
образовательной

организации

является

ежегодный

самоанализ

воспитательной

работы

с

целью

выявления

основных

проблем

и

последующего их решения.
130.4.4.2. Планирование анализа воспитательного процесса включается
в календарный план воспитательной работы.
130.4.4.3. Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на
изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких
как сохранение уклада образовательной организации, содержание и
разнообразие

деятельности,

стиль

общения,

отношений

между

педагогическими работниками, обучающимися и родителями;
развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели
и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, подбора
видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися,
коллегами, социальными партнёрами);
распределённая ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие – это
результат

как

организованного

социального

воспитания,

в

котором

образовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
130.4.4.4. Основные направления анализа воспитательного процесса :
130.4.4.4.1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития
обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора

по

воспитательной

работе

с

последующим

обсуждением

результатов на методическом объединении классных руководителей или
педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое
наблюдение.
Внимание педагогических работников концентрируется на вопросах:
какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось
решить за прошедший учебный год;
какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;
какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит
работать педагогическому коллективу.
130.4.4.4.2. Состояние

совместной

деятельности

обучающихся

и

взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности обучающихся и взрослых.
130.4.4.5.Анализ проводится заместителем директора по воспитательной
работе и классными руководителями.
130.4.4.6. Способами получения информации о состоянии организуемой
совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут
быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
130.4.4.7. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений
классных руководителей или педагогическом совете.
130.4.4.4.8. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством:
реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
деятельности классных руководителей и их классов;
проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
внешкольных мероприятий;

создания и поддержки предметно-пространственной среды;
деятельности по профориентации обучающихся;
и другое по дополнительным модулям.
130.4.4.9. Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над
решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем
директора по воспитательной работе в конце учебного года, рассматриваются
и утверждаются педагогическим советом.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».