НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ «ВО ИМЯ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ» ПРИНЯТО на педагогическом совете НЧОУ «Гимназия «Во имя Святых Царственных Страстотерпцев» протокол №1 «30» августа 2023 года УТВЕРЖДАЮ Директор НЧОУ «Гимназия «Во имя Святых Царственных Страстотерпцев» __________ Левина О.В. приказ № 1од от «31 августа 2023 года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ СОО (ИЗ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОО) Некоммерческого частного общеобразовательного учреждения «Гимназия «Во имя Святых Царственных Страстотерпцев» на 2023-2027 гг. Екатеринбург 2023 130. Рабочая программа воспитания. 130.1. Пояснительная записка. 130.1.1. Программа преемственности воспитания образовательного основывается процесса всех на единстве уровней и общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального образования. 130.1.2. Программа воспитания: предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в НЧОУ Гимназия; реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся. 130.1.3. Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. 130.1.4. При разработке или обновлении рабочей программы воспитания её содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями организационно-правовой формой, образовательной контингентом организации: обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающей углублённое изучение отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся. 130.2. Целевой раздел. 130.2.1. Содержание воспитания обучающихся в образовательной организации определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России. 130.2.2. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 130.2.3. Цель и задачи воспитания обучающихся. 130.2.3.1. Цель воспитания обучающихся в образовательной организации: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе традиционных российских ценностей (жизни, достоинства, прав и свобод человека, патриотизма, гражданственности, служения Отечеству и ответственности за его судьбу, высоких нравственных идеалов, крепкой семьи, созидательного труда, приоритета духовного над материальным, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения, исторической памяти и преемственности поколений, единства народов России1), а также принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. 130.2.3.2. Задачи организации: воспитания обучающихся в образовательной усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС СОО. 130.2.3.3. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают: осознание российской гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. 130.2.3.4. Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. 130.2.4. Направления воспитания. 130.2.4.1. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС СОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части: 130.2.4.1.1. Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры. 130.2.4.1.2. Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое национального просвещение, исторического формирование сознания, российской российского культурной идентичности. 130.2.4.1.3. Духовно-нравственного воспитания на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков. 130.2.4.1.4. Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщения к лучшим образцам отечественного и мирового искусства. 130.2.4.1.5. Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях. 130.2.4.1.6. Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности. 130.2.4.1.7. Экологического формированию отношения к традиционных экологической природе, воспитания, культуры, окружающей духовных ответственного, среде ценностей, способствующего на бережного основе навыков российских охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды. 130.2.4.1.8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей. 130.2.5. Целевые ориентиры результатов воспитания. 130.2.5.1. Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП СОО установлены ФГОС СОО. На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС СОО. 130.2.5.2. Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства. 130.2.5.3. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего образования. 130.2.5.3.1. Гражданское воспитание: осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе; сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного российского национального исторического сознания; проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду; ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан; осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности; обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в ученическом самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военно-патриотических и другие объединениях, акциях, программах). 130.2.5.3.2. Патриотическое воспитание: выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к родной культуре, любовь к своему народу; сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации, Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность; проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов, проживающих в родной стране – России; проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной идентичности. 130.2.5.3.3. Духовно-нравственное воспитание: проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения; действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно- нравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям; проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан; понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми разных национальностей, отношения к религии и религиозной принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей, понимания брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности; обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России, демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой духовной культуры. 130.2.5.3.4. Эстетическое воспитание: выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского и мирового художественного наследия; проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий критически оценивать это влияние; проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве; ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих способностей в разных видах искусства с учётом российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта. 130.2.5.3.5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей; соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде; выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность), стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни; проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья; демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием; развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным, природным). 130.2.5.3.6. Трудовое воспитание: уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения российского народа; проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наёмного труда; участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учётом соблюдения законодательства Российской Федерации; выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе; ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества. 130.2.5.3.7. Экологическое воспитание: демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде; выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе; применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого природопользования в быту, общественном пространстве; имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми. 130.2.5.3.8. Ценности научного познания: деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом своих интересов, способностей, достижений; обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социально-экономическом развитии России; демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной научной информации и критики антинаучных представлений; развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. 130.3. Содержательный раздел. 130.3.1. Уклад образовательной организации. 130.3.1.1. В данном разделе раскрываются основные особенности уклада образовательной организации. 130.3.1.2. Уклад задаёт порядок жизни образовательной организации и аккумулирует ключевые характеристики, определяющие особенности воспитательного процесса. Уклад НЧОУ Гимназия удерживает ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик общеобразовательной организации и её репутацию в окружающем образовательном пространстве, социуме. НЧОУ Гимназия «Гимназия во имя Святых Царственных Страстотерпцев» расположена в Чкаловском районе г. Екатеринбурга, открытие гимназии состоялось в 2001 году. В течение первых десяти лет существования на территории гимназии располагался филиал Московского Свято-Тихоновского богословского института. Также в это время гимназия была федеральной экспериментальной площадкой Российской академии наук по теме «Духовно-нравственное воспитание и развитие современного ребенка в социальных группах общеобразовательного учреждения». Гимназия эффективно осуществляет образовательную деятельность, результаты работы которой соответствуют требованиям государства и оценены участниками образовательных отношений и партнерами. Цель работы Гимназии- сформировать личность ребенка, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию; раскрыть самые лучшие черты, таланты, помочь в поиске своего предназначения в жизни и максимального приложения своих способностей. Процесс воспитания в НЧОУ Гимназия «ВО Имя Святых Царственных Страстотерпцев» основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации; - ориентир на создание в Гимназии психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; - организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; - системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условие его эффективности. Основными традициями воспитания в Гимназии являются следующие: - стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; - важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, планирование, проведение и анализ их результатов; - в Гимназии создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); - в проведении общешкольных дел поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность; - педагоги Гимназии ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; - ключевой фигурой воспитания в Гимназии является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. В гимназии реализуется ряд проектов, которые определяют ее самобытность. Это традиционные ежегодные исторический и английский фестивали, конкурсы чтецов на английском и русском языках, предметные недели, научно-практические конференции. В школе работает медиамастерская, редакция «Парта» и радиогазета, группы в социальных сетях (Ютуб, Вконтакте). Большое внимание уделяется профориентации обучающихся. Помимо уроков профориентации в гимназии проходят встречи с представителями различных профессий, мастер-классы. Наряду с аттестатами выпускники получают свидетельства о получении специальности «бариста». В рамках проекта по профориентации в школу приезжают выдающиеся музыканты, спортсмены, священнослужители, предприниматели, ученые, военнослужащие, врачи, стилисты, инженеры, дизайнеры, рестораторы, шахматисты. Организуются поездки на предприятия. В рамках проекта «Музыкальная гостиная» в гимназии регулярно выступают музыкальные коллективы и исполнители Свердловской филармонии, Уральского народного центра, детских музыкальных коллективов. Проект «Pro English» направлен на преодоление языкового барьера. Для этого в гимназию приглашаются носители английского языка из Великобритании. Проект «Россия глазами иностранцев» позволяет ребятам познакомиться с культурой разных стран и рассказать им о России. Ребята встречались с гостями из Китая, Сирии, Франции, Великобритании, Черногории. Обучающиеся активно участвуют в городских и региональных олимпиадах и конкурсах на площадках предметной, спортивной и художественно-эстетической направленности. Гимназисты принимают участие в значимых культурно- просветительских и социально-гражданских проектах: -участие в Федеральных, региональных проектах, проектах по медиаграмотности; - организация авторских экспозиций в мультимедийном историческом парке «Россия – моя история»; - проведение литературно-музыкальных композиций в залах духовнопросветительского центра «Царский», библиотеки имени Герцена; - участие в городских и российских проектах, посвященных семье последнего русского императора Николая 2 (спектакли «Царские дети», «Последний путь Царственных Страстотерпцев», «Детство царя», участие лучших выпускников в имперских балах в день рождения царя Николая Александровича Романова, участие в Царских днях, в епархиальных творческих выставках и концертах); - организация концертов, просмотров фильмов, изготовление подарков для ветеранов труда и ВОВ Чкаловского района, сотрудничество с Чкаловским советом ветеранов, посещение ветеранов на дому, поездки в дом престарелых; В гимназии работает много кружков и секций творческой и спортивнооздоровительной направленности: изо, рукоделие, шахматы, плавательный бассейн, волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис, лазерный тир, начальная военная подготовка, биатлон, кикбоксинг. Ребята регулярно участвуют в Кроссе наций, Лыжне России, в гимназических и районных смотрах строя и песни, Зарницах, проходят подготовку оказания доврачебной помощи под руководством сотрудников центра медицины катастроф. Также традиционными являются День гимназиста, День самоуправления, Новогодняя неделя, научные турниры и др. Ежегодно в гимназии проходят благотворительные осенние ярмарки. Учебная деятельность и творческая, спортивная, духовно-нравственная жизнь гимназии не являются раздельными, а тесно взаимосвязаны и представляют собой единый образовательный процесс. В Гимназии введена форма для обучающихся с 1 по 11 класс, на полошевроны установленного образца. Также имеется логотип гимназии. Рядом с гимназией находится храм Всемилостивого Спаса, Дом культуры «Елизаветинский», физкультурно-оздоровительный комплекс ООО «Первые», Спортивно-образовательный центр «Аист», библиотека им. Рылеева, МБОУ № 52, с которыми Гимназия тесно сотрудничает. Образовательное учреждение находится в непосредственной близости к лесопарковой зоне и реке Патрушихе. Все это способствует культурному, духовно-нравственному, гражданско-патриотическому, интеллектуальному, физическому, экологическому и эстетическому воспитанию. НЧОУ Гимназия – это современное образовательное учреждение, имеющее хорошую материально-техническую базу и постоянный кадровый состав. В настоящее время в гимназии работают педагоги, имеющие высшую и первую квалификационную категории, звание «Заслуженный учитель РФ», награжденные Почетной грамотой Министерства образования Свердловской области. Контингент учащихся составляет 25 % проживающих на территории микрорайона Гимназии, 75 % - проживающих в разных районах города. Школа востребована, классы заполнены на 100%. Многие выпускники приводят своих детей учиться в Гимназию. Высока и активность родителей в жизни школы (помощь родителей в подготовке и проведении мероприятий, поездок, конкурсов, высокая посещаемость родительских собраний, являются общественными наблюдателями на итоговой аттестции). Эффективность работы гимназии подтверждается: - высокими результатами итоговой аттестации выпускников и поступлением на бюджетной основе в ведущие Российские ВУЗы; - по окончании ВУЗов выпускники возвращаются в гимназию уже в качестве педагогов и сотрудников, родителей, тем самым достигается преемственность поколений. 130.3.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе представлены по модулям. В каждом модуле описываются виды, формы и содержание воспитательной работы в учебном году в рамках определённого направления деятельности. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания. 130.3.2.1. Модуль «Урочная деятельность». Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает: максимальное использование содержания учебных предметов для российских традиционных воспитательных формирования духовно-нравственных и возможностей у обучающихся социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений; включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий; включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы; организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; − инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности (проведение научно-практических конференций, дебатов, проведение Дней науки, научных турниров, интеллектуальных игр «Своя игра», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?» и др.). 130.3.2.2. Модуль «Внеурочная деятельность». Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов: курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военнопатриотической, краеведческой, историко-культурной направленности – «Разговоры о важном», «Основы журналистики» ; курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов России, духовно-историческому краеведению (участие в конкурсах, беседы о православных праздниках, молебны в часовне Гимназии и др.); курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской направленности- проектная деятельность, курсы по подготовке к ЕГЭ, углубленное изучение предметов, участие в проекте «Код будущего» (в рамках Федерального проекта «Развитие кадрового потенциала отрасли национальной программы «Цифровая экономика»); курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров- посещение музеев и театров, встречи, концерты и др.; курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленностиволейбол, футбол, баскетбол, биатлон, плавание; курсы, занятия трудовой направленности- «Профориентация» (участие в Национальном проекте России «Билет в будущее», классные часы, мастерклассы (стилист, визажист, бариста и др.), экскурсии, встречи, посещение образовательных выставок); 130.3.2.3. Модуль «Классное руководство». Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся предусматривает: планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической направленности; инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе; организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями, способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера; выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработке таких правил поведения в образовательной организации; изучение особенностей личностного развития обучающихся путём наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) с педагогом-психологом; доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и другое), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса; индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения; регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и (или) разрешение конфликтов между учителями и обучающимися; проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса; организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией; создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации; привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и общеобразовательной организации; проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других мероприятий. 130.3.2.4. Модуль «Основные школьные дела». Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает: общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и другие) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы (День знаний, День самоуправления, День гимназиста, Новогодняя неделя, День письма, День словаря, День науки, Пасхальный праздник, День Победы, Исторический фестиваль, Военно-патриотический фестиваль , военно-патриотическая игра «Зарница», дни здоровья, спортивные соревнования дети-родителипедагоги (волейбол, веселые старты) и др.; -литературно-музыкальные композиции, посвященные юбилеям поэтов и писателей -музыкальные среды -торжественный ритуал «Посвящение в гимназисты», символизирующий приобретение первоклассниками нового социального статуса в школе и развивающий школьную идентичность детей. -капустники - театрализованные выступления педагогов, родителей и школьников с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни школьников и учителей ( День учителя, Новогодний Деньчер старшеклассников, Рождественские миниатюры, Ералаши). Они создают в школе атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению детского, педагогического и родительского сообществ школы. -проведение благотворительных Ярмарок -проведение своп-вечеринок - Запись поздравительных видеороликов - коллективные поздравления детьми родителей, педагогов с праздниками в течение года -Оформление Гимназического вестника- информационного стенда о жизни гимназии -Оформление вестника «Дивен Бог во Святых Своих» -Оформление Доски почета -Оформление выставок творческих работ к праздникам и знаменательным датам -торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие новый статус (Посвящение в гимназисты, Последний звонок, Выпускной); -церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) школьников и педагогов за активное участие в жизни гимназии, защиту чести гимназии в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие гимназии. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу. -работу гимназической редакции «Парта» -вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей и других), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел; -наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогическими работниками и другими взрослыми. 130.3.2.5. Модуль «Внешкольные мероприятия». Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает: -включение детей в проекты социальной направленности- осенняя и весенняя благотворительные ярмарки, организация для ветеранов ВОВ, детей войны районных праздников к Дню победы (спектакль, поздравление, подарки, каша), участие в акциях «Письмо солдату», поздравление солдат с Днем защитника Отечества, благотворительные концерты в библиотеке им. Герцена, в Центре «Царский», в мультимедийном парке «Россия-моя история» и др., приуроченные к знаменательным датам, к юбилеям поэтов и писателей. - организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в активную деятельность (традиционные соревнования по волейболу между детьми и родителями, Веселые старты, Дни здоровья и др.) -участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям («Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», Диктант Победы, «Родные языки», «Живая классика», «Читаем вместе со страной», конкурсы стихов, посвященные Дню Победы, Родине и др.) -участие в общероссийских, региональных проектах, медиаинтенсивах, медиапроектах; -работа гимназических каналов в ютубе, ВК (масштабные мероприятия); -внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в общеобразовательной организации учебным предметам, курсам, модулям; -экскурсии, походы выходного дня (в музеи, театры, на предприятия и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия; -разновозрастные походы и многодневные поездки, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей радости (походы выходного дня, поездки по стране, организация летнего лагеря, поездки на конкурсы и др.). 130.3.2.6. Модуль «Организация предметно-пространственной среды». Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе : -оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в НЧОУ Гимназия государственной символикой Российской Федерации (флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической символики региона; -организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации; -размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества; -изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России; -организацию и поддержание в общеобразовательной организации звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации; -разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе «мест гражданского почитания» (Гимназия носит имя Святых Царственных Страстотерпцев) в помещениях НЧОУ Гимназия (часовня на 4 этаже Гимназии, портреты членов Царской Семьи на первом этаже и в кабинетах, фотографии, детские рисунки, оформление стенда о Царской Семье, оформление стенда «Дивен Бог во Святых Своих»); -оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и т. п. (Оформление «Гимназического вестника»); -разработку и популяризацию символики общеобразовательной организации (эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и т. п.), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты; -подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга (сменные выставки в рекреациях 1,2,3,4 этажей); -поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в Гимназии, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории; -разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха; -создание и поддержание в библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие; -деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории; -разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн); -разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности. -благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми (классный уголок, оформление стендов, творческие выставки, зона отдыха, приобретение настольных игр, украшение класса к праздникам и др); -совместная с детьми разработка проектов «Яркие пятницы», «Наш стиль в субботу», используемые для эмоциональной разгрузки школьной повседневности.; -оформление гимназической Доски почета 130.3.2.7. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)». Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся предусматривает: На групповом уровне: -создание и деятельность в общеобразовательной организации, в классах представительных органов родительского сообщества (родительского комитета), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, -родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми с приглашением специалистов (психологов, диетологов, косметологов); -родительские дни, во время которых родители могут общаться с педагогами для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе; -общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми; -семейный всеобуч, на котором родители получают ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей; -родительские форумы при школьном интернет-сайте, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов. -совместные с родителями классные и общешкольные мероприятия (праздники, концерты, спектакли), спортивно-оздоровительные мероприятия (дни здоровья, Веселые старты, Зарница, соревнования по волейболу), -участие родителей в подготовке и организации экскурсий, походов, поездок. -участие родителей в проведении ГИА (в роли общественных наблюдателей) На индивидуальном уровне: -работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; -участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; -помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; -индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей 130.3.2.8. Модуль «Самоуправление». Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в НЧОУ Гимназия предусматривает: На уровне школы: -организацию деятельности Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов; -организацию работы постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.); -организацию деятельности творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.; На уровне классов работа осуществляется: -через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (например, старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать работу класса с работой гимназии. -через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (например: сектор спортивных дел, сектор творческих дел, учебный сектор и т. д); -через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей. На индивидуальном уровне: -через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; -через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе. 130.3.2.9. Модуль «Профилактика и безопасность». Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в НЧОУ Гимназия предусматривает: организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в образовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности; проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и другое); проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимися групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, и других); вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков в образовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнёрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодёжные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и другие); организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению; профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению, познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиознодуховной, благотворительной, художественной и другой); 130.3.2.10. Модуль «Социальное партнёрство». Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства предусматривает: участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и другие); участие отдельных представителей уроков, организаций-партнёров внеурочных занятий, в внешкольных проведении мероприятий соответствующей тематической направленности; проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности; реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение. 130.3.2.11. Модуль «Профориентация». Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы образовательной организации предусматривает: проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности; экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы; посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях профессионального, высшего образования; совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвящённых выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования; участие в работе всероссийских профориентационных проектов (уроки профориентации в рамках национального образовательного проекта «Билет в будущее» в 6-11 классах); индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии; освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов, включённых в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента участников образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительного образования (мастер-классы по стилистике, визажу, курсы бариста, журналистская практика, практика по фото, видео, монтажу и др). 130.4. Организационный раздел. 130.4.1. Кадровое обеспечение. Общее руководство воспитательной службой школы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. В каждом классе с 5 по 11 с детьми работают учителя и классные руководители. Все педагоги имеют высшую и первую квалификационную категории. Педагоги проходят курсы повышения квалификации на базе автономного ОУ дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» ( «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя», обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, «Воспитательный потенциал курсов внеурочной деятельности » и др.) .Все педагоги участвуют в семинарах психологов, педагогов, как очно, так и онлайн. Также все педагоги ежегодно проходят курсы оказания доврачебной помощи НОУ ДПО «УЦПКМК, курсы повышения квалификации специалистов, уполномоченных на решение задач в области ГО и ЧС. 130.4.2. Нормативно-методическое обеспечение. Программа воспитания НЧОУ Гимназия разработана с учётом Письма Мин просвещения России от 7.08.2023 № АБ-3287-06 «О направлении информации, Федеральной образовательной программы начального общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 №372. В Гимназии разработаны: -Программа воспитания НЧОУ Гимназия -Образовательная программа дополнительного образования -Рабочие программы дополнительного образования -Рабочие программы внеурочной деятельности Воспитательная деятельность в Гимназии регламентируется следующими локальными актами: – Правила внутреннего распорядка обучающихся -Положение о психологической поддержке -Положение о урегулировании споров -Положение о школьной форме -Положение о пропаганде и обучении ЗОЖ -Положение о посещении мероприятий -Положение о портфеле достижений обучающихся -Порядок пользования инфраструктурой -Положение о РП по ВД -Положение о дистанционном обучении 130.4.3. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся. 130.4.3.1 Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. 130.4.3.2. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах: публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся); соответствия процедур награждения укладу общеобразовательной организации, качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной организации; прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур); регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и другое); сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды); дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения). 130.4.3.3. Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности (формы могут быть изменены, их состав расширен): индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка. 130.4.3.4. Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при её организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и другого, участвовавшего в конкурсах). Кроме индивидуального портфолио возможно ведение портфолио класса. 130.4.3.5. Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий) обучающихся или названий (номеров) групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями. 130.4.3.6. Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов) может заключаться в материальной поддержке проведения в НЧОУ Гимназия воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников. Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности. 130.4.3.7. Также формой поощрения в Гимназии является Доска почета детейпобедителей конкурсов и соревнований разного уровня. 130.4.3.8. Помимо поощрения обучающихся в течение учебного года за участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и др. (грамоты, дипломы, сертификаты в книжные и спортивные магазины, канцелярия, сладкие и фруктовые подарки), проводится поощрение в ходе ежегодного подведения итогов «Лучший читатель» книгами. 130.4.4. Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне среднего общего образования, установленными ФГОС СОО. 130.4.4.1. Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения. 130.4.4.2. Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы. 130.4.4.3. Основные принципы самоанализа воспитательной работы: взаимное уважение всех участников образовательных отношений; приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями; развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами); распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие – это результат как организованного социального воспитания, в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития. 130.4.4.4. Основные направления анализа воспитательного процесса : 130.4.4.4.1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогических работников концентрируется на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. 130.4.4.4.2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. 130.4.4.5.Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе и классными руководителями. 130.4.4.6. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. 130.4.4.7. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. 130.4.4.4.8. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством: реализации воспитательного потенциала урочной деятельности; организуемой внеурочной деятельности обучающихся; деятельности классных руководителей и их классов; проводимых общешкольных основных дел, мероприятий; внешкольных мероприятий; создания и поддержки предметно-пространственной среды; деятельности по профориентации обучающихся; и другое по дополнительным модулям. 130.4.4.9. Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора по воспитательной работе в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом.