Положение о системе оценки

Приложение №5.
Некоммерческое частное общеобразовательное учреждение
«Гимназия «Во имя Святых Царственных Страстотерпцев»
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании Педагогического совета
НЧОУ «Гимназия «Во имя Святых
Царственных Страстотерпцев»
Протокол № 1 от «30.08.2023»

Директор

НЧОУ «Гимназия «Во имя

Святых Царственных Страстотерпцев»
________Левина О.В.
приказ № 1/од от «31.08.2023»

ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
НЧОУ «ГИМНАЗИЯ «ВО ИМЯ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ»

Екатеринбург
2023

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Положение о системе оценки достижений планируемых результатов
освоения ООП НОО, ООО и СОО обучающихся разработано на основании
ФЗ-23 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» ст.
58.,

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

основного общего образования и среднего общего образования, Основной
образовательной программы основного общего образования НЧОУ
Гимназии «Во имя Святых Царственных Страстотерпцев».
Система оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования и
среднего общего образования (далее – система оценки) представляет
собой один из инструментов реализации требований Стандарта к
результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования и среднего общего образования, направленный на
обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в
оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся (Приложение
1).
Система оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования,
основного общего образования и среднего общего образования:
-определяет основные направления и цели оценочной деятельности,
ориентированной на управление качеством образования, описывает
объект

и

содержание

оценки,

критерии,

процедуры

и

состав

инструментария оценивания, формы представления результатов, условия
и границы применения системы оценки;
- ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное
развитие

и

воспитание

обучающихся,

реализацию

требований

к

результатам освоения основной образовательной программы начального,
основного и среднего общего образования;
2

- обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования,
позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных
результатов начального, основного, среднего общего образования;
-обеспечивает

оценку

динамики

индивидуальных

достижений

обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной
программы начального, основного, среднего общего образования;
- предусматривает использование разнообразных методов и форм,
взаимно дополняющих друг друга (Стандартизированные письменные и
устные работы, проекты, практические работы, творческие работы,
самоанализ и самооценка, наблюдения);
- позволяет использовать результаты итоговой оценки выпускников,
характеризующие

уровень

достижения

планируемых

результатов

освоения основной образовательной программы НОО, ООО и СОО, как
основы для оценки деятельности образовательного учреждения и
системы образования разного уровня.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования и
среднего общего образования представляет собой один из инструментов
реализации требований Стандарта к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования , основного
общего образования и среднего общего образования, направленный на
обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в
оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей
системы

образования,

непрерывного

обеспечению

образования.

Её

преемственности

основными

функциями

в

системе
являются

ориентация образовательного процесса на достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы НОО, ООО и
3

СОО,

и

обеспечение

эффективной

обратной

связи,

позволяющей

осуществлять управление образовательным процессом.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в
соответствии с требованиями Стандарта являются:
-оценка

образовательных

достижений

обучающихся

(с

целью

итоговой оценки);
-оценка результатов деятельности образовательных учреждений и
педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и
аттестации).
Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций
развития системы образования разного уровня (Приложение 2).
В соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО основным объектом системы
оценки результатов образования, её содержательной и критериальной
базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в
планируемых

результатах

освоения

обучающимися

основной

образовательной программы начального общего образования, основного
общего образования, среднего общего образования.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы НОО, ООО и СОО предполагает
комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий
вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов
образования: личностных, метапредметных и предметных (Приложение
3).
В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и
использование персонифицированной информации возможно только в
рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах
допустимо

предоставление

неперсонифицированной

и

использование

(анонимной)

информации

обучающимися образовательных результатах.
4

исключительно
о

достигаемых

Интерпретация результатов оценки ведётся на основе контекстной
информации об условиях и особенностях деятельности субъектов
образовательного процесса. В частности, итоговая оценка обучающихся
определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных
достижений.
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению
планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения.
Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный
образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя
допущенные ошибки и недочёты, формируется сегодня оценка ученика, а
необходимый для продолжения образования и реально достигаемый
большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений.
Достижение

этого опорного уровня

интерпретируется

как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им
требований Стандарта. А оценка индивидуальных образовательных
достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется
достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять
продвижения

учащихся,

выстраивать

индивидуальные

траектории

движения с учётом зоны ближайшего развития.
Поэтому

в

текущей

оценочной

деятельности

целесообразно

соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками
типа:
- «зачёт/незачёт» («удовлетворительно/неудовлетворительно»), т. е.
оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и
правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга)
заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
-«хорошо», «отлично» – оценками, свидетельствующими об усвоении
опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения
5

учебными

действиями,

а

также

о

кругозоре,

широте

(или

избирательности) интересов.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы,
взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и
устные работы, проекты, практические работы, творческие работы,
самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Оценка уровня сформированности ряда универсальных учебных
действий, овладение которыми имеет определяющее значение для оценки
эффективности всей системы начального, основного , среднего общего
образования, проводится в форме неперсонифицированных процедур.
Оценка

личностных

результатов

представляет

собой

оценку

достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном
развитии. Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе
реализации всех компонентов образовательного процесса, включая
внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой.
Основным

объектом

оценки

личностных

результатов

служит

сформированность универсальных учебных действий, включаемых в
следующие три основных блока:
Сформированность основ гражданской идентичности личности;
Готовность к переходу к самообразованию на основе учебнопознавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления
профильного образования;
Сформированность социальных компетенций, включая ценностносмысловые

установки

и

моральные

нормы,

опыт

социальных

и

межличностных отношений, правосознание.
Личностные результаты выпускников на ступени основного общего
образования, среднего общего образования в полном соответствии с
требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

6

В

ходе

текущей

сформированности

оценки

отдельных

возможна

личностных

ограниченная
результатов,

оценка

полностью

отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и
конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности,
психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.
Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного
развития обучающихся и включает три основных компонента:
-характеристику

достижений

и

положительных

качеств

обучающегося;
-определение приоритетных задач и направлений личностного
развития с учётом как достижений, так и психологических проблем
развития ребёнка;
-систему

психолого-педагогических

рекомендаций,

призванных

обеспечить успешную реализацию задач основного общего образования.
Результаты

мониторинга

качества

образования

обуславливают

разработку формы фиксации личностных достижений детей. В настоящее
время в гимназии разработано положение о портфолио (портфеле
достижений)

обучающегося.

Данная

форма

относится

к

разряду

«аутентичных» индивидуализированных оценок (то есть истинных,
наиболее приближенных к реальному оцениванию), ориентированных не
только на процесс оценивания, но и на самооценивание. Основной смысл –
«показать все, на что ты способен».
Оценка

личностных

результатов

развития

обучающихся.

Общеучебные и универсальные учебные действия
Блок 1. Учебно-организационные действия

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Умею ставить учебную задачу
Понимаю последовательность действий
Сравниваю полученные результаты с учебной задачей
Оцениваю свою деятельность
Оцениваю деятельность одноклассников
Правильно оформляю работы и веду тетради
7

Самооценка
(2 – всегда, 1 –
редко, 0 – не
владею)

Спланируй на предстоящий год те действия, которые тебе кажутся наиболее
важными (обведи порядковый номер в таблице)
Блок 2. Учебно-информационные действия
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Работаю с учебником
Работаю с дополнительной информацией
Составляю на основании текста таблицы, схемы, графики
Осуществляю наблюдение за объектом в соответствии с алгоритмом
Владею различными видами пересказа
Различаю повествование, рассуждение, описание

Самооценка
(2 – всегда, 1 –
редко, 0 – не
владею)

Спланируй на предстоящий год те действия, которые тебе кажутся наиболее
важными (обведи порядковый номер в таблице)
Самооценка
(2 – всегда, 1 –
редко, 0 – не
владею)

Блок 3. Учебно-логические действия
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Умею выделять главное в учебной статье или тексте
Составляю простой план к статье или план действий
Сравниваю факты, явления, события по заданным критериям
Даю определение по существенным признакам
Высказываю суждения и подтверждаю их фактами
Обобщаю, подытоживаю информацию

Спланируй на предстоящий год те действия, которые тебе кажутся наиболее
важными (обведи порядковый номер в таблице)
Блок 4. Учебно-коммуникативные действия
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Самооценка
(2 – всегда, 1 –
редко, 0 – не
владею)

Умею высказывать свои суждения
Задаю уточняющие вопросы
Слушаю других
Распределяю работу при совместной деятельности
Участвую в учебном диалоге
Организовываю работу в группе

Спланируй на предстоящий год те действия, которые тебе кажутся наиболее
важными (обведи порядковый номер в таблице)

Инструментами динамики образовательных достижений выступают:
-стартовая, промежуточная, итоговая диагностика, не носящая оценочный
характер; -психологические тесты и диагностики;
-творческие работы, включая учебные исследования и учебные проекты;
-«Портфолио» («Портфель достижений»).
Оценка

метапредметных

достижения

планируемых

результатов
результатов
8

представляет
освоения

собой

НОО,

оценку

ООО,

СОО,

представленных в разделах программы формирования универсальных
учебных действий обучающихся.
Достижение

метапредметных

результатов

обеспечивается за

счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных
предметов.
Основным

объектом

оценки

метапредметных

результатов

служит

сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и
познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных
действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление
своей познавательной деятельностью.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
- способность и готовность к освоению систематических знаний, их
самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и
воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и
развития; 5. способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть
оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий,
которые

трудно

или

нецелесообразно

проверить

в

ходе

стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в
ходе

текущей

оценки

целесообразно

отслеживать

уровень

сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»:
ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника;
стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в
отношении объекта, действия, события и др.

9

Для

оценки

уровня

метапредметных

сформированности

результатов

личностных

разработана

и

циклограмма

внутришкольного мониторинга
ЦИКЛОГРАММА ВНУТРИШКОЛЬНОГО МОНИТОРИНГА ЛИЧНОСТНЫХ И
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВИДЫ

СТАРТОВАЯ

ТЕКУЩАЯ

ТЕМАТИЧЕСКА

ПРОМЕЖУТОЧН

ПЛАНИРУЕМЫХ

ДИАГНОСТИКА

АТТЕСТАЦИЯ

Я

АЯ АТТЕСТАЦИЯ

РЕЗУЛЬТАТОВ

(1,5,10 классы)

(метод, время)

АТТЕСТАЦИЯ

(метод, время)

год

(метод, время)

Личностные

Анкетирован

Анкетирован

результаты

ие

ие 1-10 класс

конец
сентября
Метапредметн

четвертная

ые результаты
РУУД

Итоговая

педагогическ

тестировани

работа

Результаты

ая

е,

классы;

работа (ФГОС

ВПР, ОГЭ

диагностика

проверочная

полугодовая

комплексная)

раз

в

две работа

недели

4-9 проверочная

по работа 10-11 апрель

окончанию

классы

темы
КУУД

Результаты

педагогическ

тестировани

четвертная

ВПР, ОГЭ

ая

е,

работа

диагностика

проверочная

классы;

работа (ФГОС

по полугодовая

комплексная)

раз

в

две работа

недели
ПУУД

Итоговая

4-9 проверочная

окончанию

работа 10-11 апрель

темы

классы

Результаты

педагогическ

тестировани

четвертная

ВПР, ОГЭ

ая

е,

работа

диагностика

проверочная

классы;

работа (ФГОС

по полугодовая

комплексная)

раз

в

две работа

недели

Итоговая

4-9 проверочная

окончанию

работа 10-11 апрель

темы

классы

Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект,
выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных
предметов

с

целью

продемонстрировать
10

свои

достижения

в

самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей
знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и
осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебнопознавательную,

конструкторскую,

социальную,

художественно-

творческую, иную).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для
каждого

обучающегося,

неудовлетворительной
соответствии
учреждением

с
для

его

невыполнение

оценки

целями
каждого

по

любому

подготовки

равноценно
учебному

проекта

обучающегося

получению

предмету.

В

образовательным

разрабатываются

план,

программа подготовки проекта, которые, как минимум, должны включать
требования по следующим рубрикам:
-организация проектной деятельности;

содержание и направленность

проекта; -защита проекта;
-критерии оценки проектной деятельности.
Требования к организации проектной деятельности:
- обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя
проекта;
- тема проекта должна быть утверждена на научно-методическом совете
гимназии,
- план

реализации проекта разрабатывается учащимся совместно с

руководителем проекта.
- темы проекта должны быть актуальными.
- результат проектной деятельности должен иметь практическую
направленность. В этом разделе описываются также: а) возможные типы
работ и формы их представления и б) состав материалов, которые должны
быть подготовлены по завершении проекта для его защиты.
Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может
быть любая из следующих работ:
11

- письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные
материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и
др.);
- художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде
прозаического

или

стихотворного

произведения,

инсценировки,

художественной декламации, исполнения музыкального произведения,
компьютерной анимации и др.;
- материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
- отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать
как тексты, так и мультимедийные продукты.
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению
проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
-

выносимый

на

защиту

продукт

проектной

деятельности,

представленный в одной из описанных выше форм;
- подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту
(объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех
проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого
описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка
использованных

источников.

Для

конструкторских

проектов

в

пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей
конструкторских решений, для социальных проектов — описание
эффектов/эффекта от реализации проекта;
- краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику
работы

учащегося

инициативности
динамику

и

в

ходе

выполнения

самостоятельности;

отношения

к

выполняемой

проекта,

в

том

ответственности
работе);

числе:

(включая

исполнительской

дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих
оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или
12

полученных

решений,

актуальность

и

практическая

значимость

полученных результатов.
Общим

требованием

ко

всем

работам

является

необходимость

соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники.
В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на
источник проект к защите не допускается.
В разделе о требованиях к защите проекта указывается, что защита
осуществляется в процессе специально организованной деятельности
комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции.
Последняя форма предпочтительнее, так как имеется возможность
публично

представить

результаты

работы

над

проектами

и

продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными
элементами проектной деятельности.
Результаты

выполнения

рассмотрения

комиссией

пояснительной

запиской,

проекта

оцениваются

представленного
презентации

по

продукта

обучающегося

итогам

с
и

краткой
отзыва

руководителя.
Критерии оценки проектной работы разработаны с учётом целей и задач
проектной деятельности на данном этапе образования.
Критерии оценивания индивидуальных проектов:
-способность к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать
адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации,
формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию
принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели,
макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом
включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
-

сформированность

предметных

знаний

и

способов

действий,

проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и
13

обоснованно

в

соответствии

с

рассматриваемой

проблемой/темой

использовать имеющиеся знания и способы действий.
- сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно

планировать

и

управлять

своей

познавательной

деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для
достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в
трудных ситуациях.
- сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в
умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её
результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе
интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического
подхода.
При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод
об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается
на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта
(продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из
четырёх названных выше критериев.
При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно
выделять

два

уровня

сформированности

навыков

проектной

деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных
уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе
выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того,
что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с
помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной
деятельности.
Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из
вышеназванных критериев.

14

Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне,
принимается при условии, что: такая оценка выставлена комиссией по
каждому

из

трёх

сформированность

предъявляемых

критериев,

метапредметных

умений

характеризующих
(способности

к

самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
сформированности

регулятивных

действий и

сформированности

коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и
способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; 2) ни
один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная
записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для
иного решения.
Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается
при условии, что:
- такая

оценка

выставлена

комиссией по

каждому

из

предъявляемых критериев;
-продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый
продукт,

отвечающий исходному

замыслу,

список использованных

источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта;
- даны ответы на вопросы.
В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое
заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено
при поступлении в профильные классы.
Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый
подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить
способность учащихся производить значимый для себя и/или для других
людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести
дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.
Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная
деятельность» в классном журнале.
15

Инструментами динамики образовательных достижений выступают:
«Портфолио» («Портфель достижений»);
-Внутришкольный

мониторинг

(оценочные

листы,

классные

журналы, дневники учащихся и другие формы накопительной системы
оценки).
Оценка предметных результатов
Оценка

предметных

результатов

представляет

собой

оценку

достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным
предметам.
Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных
компонентов

образовательного

процесса

–

учебных

предметов,

представленных в обязательной части учебного плана.
Основным объектом оценки предметных результатов является
способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических
задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием
способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том
числе

метапредметных

(познавательных,

регулятивных,

коммуникативных) действий. Таким образом, при оценке предметных
результатов основную ценность представляет не само по себе освоение
системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных
учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении
учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Иными словами, объектом оценки
являются действия,

предметных

результатов

выполняемые обучающимися, с предметным

содержанием.
В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов,
заложенном в Стандарте, предметные результаты содержат в себе, вопервых, систему основополагающих элементов научного знания, которая
выражается через учебный материал различных курсов (далее – систему
16

предметных знаний), и, во-вторых, систему формируемых действий с
учебным материалом (далее – систему предметных действий), которые
направлены на применение знаний, их преобразование и получение
нового знания.
Система предметных знаний – важнейшая составляющая предметных
результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение
которых принципиально необходимо для текущего и последующего
успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или
углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой
для последующего изучения курсов.
К опорным знаниям относятся, прежде всего, основополагающие
элементы научного знания (как общенаучные, так и относящиеся к
отдельным отраслям знания и культуры), лежащие в основе современной
научной картины мира: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы.
Опорная система знаний определяется с учётом их значимости для
решения основных задач образования на данной ступени, опорного
характера изучаемого материала для последующего обучения, а также с
учётом принципа реалистичности, потенциальной возможности их
достижения большинством обучающихся. Иными словами, в эту группу
включается система таких знаний, умений, учебных действий, которые, вопервых, принципиально необходимы для успешного обучения и, вовторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя, в
принципе могут быть достигнуты подавляющим большинством детей.
Действия с предметным содержанием (или предметные действия) –
вторая важная составляющая предметных результатов. В основе многих
предметных действий лежат те же универсальные учебные действия,
прежде всего

познавательные:использование знаково-символических

средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация
объектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в
17

том числе – причинно-следственных) и аналогий; поиск, преобразование,
представление и интерпретация информации, рассуждения и т. д. Однако
на разных предметах эти действия преломляются через специфику
предмета, например, выполняются с разными объектами – с числами и
математическими выражениями; со

звуками

и

буквами,

словами,

словосочетаниями и предложениями; высказываниями и текстами; с
объектами

живой

и

неживой

природы;

с

музыкальными

и

художественными произведениями и т. п. Поэтому при всей общности
подходов и алгоритмов выполнения действий сам состав формируемых и
отрабатываемых действий носит специфическую «предметную» окраску.
Поэтому, в частности, различен и вклад разных учебных предметов в
становление

и

формирование

отдельных

универсальных

учебных

действий. Так, например, неоценим вклад технологии в становление и
формирование регулятивных учебных действий.
Совокупность же всех учебных предметов обеспечивает возможность
формирования всех универсальных учебных действий при условии, что
образовательный процесс ориентирован на достижение планируемых
результатов.
К предметным действиям следует отнести также действия, присущие
главным образом только конкретному предмету, овладение которыми
необходимо для полноценного личностного развития или дальнейшего
изучения предмета (в частности, способы двигательной деятельности,
осваиваемые в курсе физической культуры, или способы обработки
материалов,

приёмы

лепки,

рисования,

способы

музыкальной

исполнительской деятельности и др.).
Формирование одних и тех же действий на материале разных
предметов способствует сначала правильному их выполнению в рамках
заданного предметом диапазона (круга) задач, а затем и осознанному и
произвольному их выполнению, переносу на новые классы объектов. Это
18

проявляется в способности обучающихся решать разнообразные по
содержанию и сложности классы учебно-познавательных и учебнопрактических задач.
Поэтому объектом оценки предметных результатов служит в полном
соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся
решать

учебно-познавательные

и

учебно-практические

задачи

с

использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в
том числе на основе метапредметных действий.
Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе
текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения
итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается
контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с
предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного
учебного курса.
Система оценки предметных результатов предполагает выделение
базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей
системы оценки.
Оценка предметных результатов по 5-ти балльной шкале.
В гимназии сохраняется система оценки предметных результатов по 5-ти
балльной шкале.
В

основе

обучающихся

системы

оценивания

образовательных

достижений

лежит система, выраженная в баллах по пятибалльной

шкале и установлено пять уровней достижений:
Базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует
освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках
диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем
является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени
образования, но не по профильному направлению. Достижению базового

19

уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»,
отметка «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной
системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения
учебными

действиями,

а

также

о

кругозоре,

широте

(или

избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два
уровня, превышающие базовый:
Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка
«хорошо» (отметка «4»); 3. высокий уровень достижения планируемых
результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых
ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:4. пониженный
уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»); 5.
низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни
достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и
неосвоенного содержания предмета.
Инструментами динамики образовательных достижений выступают:
стартовая диагностика;
-тематические и итоговые проверочные работы по всем учебным
предметам; -творческие работы, включая учебные исследования и
учебные проекты;
-«Портфолио» («Портфель достижений»);
-Внутришкольный

мониторинг

(оценочные

листы,

классные

журналы, дневники учащихся и другие формы накопительной системы
оценки).
Система

внутришкольного

мониторинга

образовательных

достижений и портфель достижений как инструменты динамики
образовательных достижений
20

Показатель динамики образовательных достижений – один из
основных

показателей

в

оценке

образовательных

достижений.

Положительная динамика образовательных достижений – важнейшее
основание для принятия решения об эффективности учебного процесса,
работы учителя или образовательного учреждения, системы образования
в целом.
Система

внутришкольного

достижений

(личностных,

мониторинга

образовательных

метапредметных

и

предметных),

основными составляющими которой являются материалы стартовой
диагностики и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные
учебные и личностные достижения, позволяет достаточно полно и
всесторонне

оценивать

как

динамику

формирования

отдельных

личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными
действиями и предметным содержанием.
Внутришкольный

мониторинг

образовательных достижений

ведётся каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью
оценочных листов, классных журналов, дневников учащихся на бумажных
или электронных носителях.
Отдельные элементы из системы внутришкольного мониторинга
включены

в

«Портфолио»

(«Портфель

достижений

гимназиста»).

Основными целями такого включения служат:
-педагогические

показания,

связанные

с

необходимостью

стимулировать и/или поддерживать учебную мотивацию обучающихся,
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности
обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной
(в том числе самооценочной) деятельности, способствовать становлению
избирательности познавательных интересов, повышать статус ученика
(например, в детском коллективе, в семье);

21

-соображения, связанные с возможным использованием учащимися
портфеля

достижений

при

выборе

направления

профильного

образования.
Портфель достижений допускает такое использование, поскольку, как
показывает опыт, он может быть отнесён к разряду аутентичных
индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики
образовательных достижений в широком образовательном контексте (в
том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной
учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).
Портфель

достижений

организованную

подборку

представляет

работ,

которые

собой

специально

демонстрируют

усилия,

прогресс и достижения обучающегося в интересующих его областях.
В состав портфеля достижений могут включаться результаты,
достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в
иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной,
физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей
как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами, в
том числе результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах,
выставках, концертах, спортивных мероприятиях, различные творческие
работы, поделки и др.
Учитывая

основные

педагогические

задачи

основного

общего

образования и основную область использования портфеля достижений
подростков,

в

его

состав

целесообразно

включать

работы,

демонстрирующие динамику:
-становления

устойчивых

познавательных интересов обучающихся,

в том числе сопровождающего успехами в различных учебных
предметах;

22

-формирования

способности

к

целеполаганию,

самостоятельной

постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной
деятельности.
Решение об использовании портфеля достижений в рамках системы
внутренней оценки принимает образовательное учреждение. Отбор работ
для портфеля достижений ведётся самим обучающимся совместно с
классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо
материалов в портфель достижений без согласия обучающегося не
допускается.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной
программы

начального

общего

образования,

основного

общего

образования, среднего общего образования определяется по результатам
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой
результаты

внутришкольного

образовательных

достижений

мониторинга
обучающихся,

индивидуальных

отражают

динамику

формирования их способности к решению учебно-практических и учебнопознавательных

задач

и

навыков

проектной

деятельности.

Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной
деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней
оценкой.
Результаты государственной итоговой аттестации выпускников
характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных
результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования и среднего общего образования, необходимых для
продолжения
выпускников

образования.

Государственная

осуществляется

внешними

итоговая
(по

аттестация

отношению

к

образовательному учреждению) органами, т. е. является внешней оценкой.

23

Основным

объектом,

содержательной

и

критериальной

базой

итоговой оценки подготовки выпускников на ступени основного общего
образования в соответствии со структурой планируемых результатов
выступают планируемые результаты, составляющие содержание блоков
«Выпускник научится» всех изучаемых программ.
При

оценке

учреждений и

деятельности

образовательных

работников образования основным объектом оценки, её

содержательной
результаты

результатов
и

критериальной

освоения

основной

базой

выступают

планируемые

образовательной

программы,

составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник
получит возможность научиться» всех изучаемых программ. Основными
процедурами

этой

оценки

служат

аккредитация

образовательных

учреждений, аттестация педагогических кадров, а также мониторинговые
исследования разного уровня.
При оценке состояния и тенденций развития систем образования
основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой
выступают

ведущие

целевые

установки

и

основные

ожидаемые

результаты основного общего образования, составляющие содержание
первых, целевых блоков планируемых результатов всех изучаемых
программ. Основными процедурами этой оценки служат мониторинговые
исследования разного уровня. При этом дополнительно используются
обобщённые данные, полученные по результатам итоговой оценки,
аккредитации образовательных учреждений и аттестации педагогических
кадров.
Предметом итоговой оценки является достижение предметных и
метапредметных

результатов,

необходимых

для

дальнейшего

продолжения образования. При итоговом оценивании учитывается
сформированность

умений

выполнения

индивидуальных

Итоговая оценка формируется из двух составляющих:
24

проектов.

-результатов промежуточной аттестации (с учетом накопленной оценки
— портфеля достижений, «Портфолио»),
-государственной итоговой аттестации выпускников.
Причем

первая

составляющая

свидетельствует

о

динамике

индивидуальных достижений учащегося, а вторая – фиксирует не только
знания, умения, навыки, но и уровень освоения основной образовательной
программы, в том числе основных способов действий, способность к
решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Основные процедуры оценки:
-результаты, выносимые на итоговую оценку;
-составляющие итоговой оценки;
-интерпретация результатов итоговой оценки.
На итоговую оценку на ступени основного общего образования
выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные
в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов основного
общего образования.
Итоговая оценка выпускника формируется на основе:
-результатов

внутришкольного

мониторинга

образовательных

достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в
том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на
межпредметной основе;
-оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;
оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;
-оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию.
Результаты

внутришкольного

мониторинга

характеризуют

выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также
динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения.
Оценки за выполнение итоговых работ, за выполнение и защиту
индивидуального проекта, оценок за работы, выносимые на ГИА
25

характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний
по изучаемым предметам, а также уровень овладения метапредметными
действиями.
Педагогический совет гимназии на основе выводов, сделанных
классными руководителями и учителями отдельных предметов по
каждому выпускнику, рассматривает вопрос об успешном освоении
данным обучающимся основной образовательной программы основного
общего образования или среднего общего образования, и выдачи
документа государственного образца об уровне образования – аттестата
об основном общем образовании, аттестата о среднем общем образовании.

Приложение 1
Особенности структуры планируемых результатов. Функция и назначение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: СТРУКТУРА, НАЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

нормативный

обобщенная форма:
все группы
пользователей

в результате обучения
выпускник научится/получит
возможность научиться

целевой
компоне
нт
26

основа для
оценки

инструктивнометодический

технологическая форма:
педагоги; учащиеся;
родители
основа для
организации
учебного процесса

Приложение 2
Система оценки достижения планируемых результатов
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Соотношение внутренней и
внешней оценки в итоговой
оценке, ее состав зависит от
ступени обучения

Внешняя оценка:
государственные службы
мониторинг
системы
образовани
я

аккредитаци
я
аттестация
кадров

Государственная итоговая аттестация: обеспечивает связь внешней и
внутренней оценки и является основой для всех процедур внешней
оценки
строится на основе: - накопленной текущей оценки - оценки за итоговые
работы; оценки за подготовку и презентацию проектной работы
Накопленная оценка
(портфель
достижений)

Внутренняя оценка:
учитель, ученик, ОУ и
родители

27

Приложение 3
Система оценки образовательных результатов
Универсальные учебные действия – основа
формирования метапредметных, личностных и
компетентностных образовательных результатов

Образовательные результаты

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МЕТАПРИДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

28

РЕГУЛЯТИВНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Приложение 4
Достижение предметных и метапредметных результатов,
необходимых для продолжения образования. Итоговая оценка.

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ПРЕДМЕТ ОЦЕНКИ

ДОСТИЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ,
НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ ИТОГОВЫХ
РАБОТ

УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ДИНАМИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ,
ПРОДВИЖЕНИЕ В ДОСТИЖЕНИИ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ В ОТНОШЕНИИ
К ОПОРНОЙ СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ,
НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ НА
СЛЕДУЮЩЕЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».