Положение об элективных курсах

Некоммерческое частное общеобразовательное учреждение
«Гимназия «Во имя Святых Царственных Страстотерпцев»
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании Педагогического совета
НЧОУ «Гимназия «Во имя Святых
Царственных Страстотерпцев»
Протокол № 1 от 27 июля 2020 года

Директор

НЧОУ «Гимназия «Во имя

Святых Царственных Страстотерпцев»
________Левина О.В.
приказ № 41а-од от 1 сентября 2020 года

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСАХ
НЧОУ «ГИМНАЗИЯ «ВО ИМЯ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ
СТРАСТОТЕРПЦЕВ»

Екатеринбург
2020

1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Положение разработано на основании:

-«Концепции профильного обучения»;
- в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказа № 1312 от 09.03 2004 года «Об утверждении федерального
учебного плана и примерных учебных планов для образовательных
учебных учреждений Российской федерации, реализующих программы
общего среднего образования» (с последующими изменениями),
-Типового положения об образовательном учреждении и Устава НЧОУ
«Гимназия «Во имя Святых Царственных Страстотерпцев» с целью введения
предпрофильной подготовки учащихся основной школы и профильного
обучения учащихся средней школы.
1.1.
являются

Элективные курсы (курсы по выбору), обязательные для посещения
важной

составной

частью

предпрофильного и

профильного

обучения.
2.

Цель, задачи и функции элективных курсов

2.1.

Цель элективных курсов - удовлетворение индивидуальных

образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого гимназиста.
2.2.

Задачи элективных курсов:

-повышение уровня индивидуализации обучения и социализации личности;
-подготовка к осознанному и ответственному выбору сферы
-будущей профессиональной деятельности;
-содействие развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего
профессионального образования и профессионального труда;
-выработка у обучающихся умений и способов деятельности, направленных на
решение практических задач;
-удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей учащихся;
-создание условий для самообразования, формирования у обучающихся умений
и навыков самостоятельной работы и самоконтроля своих достижений.
2.3.

Элективные

курсы

выполняют

функции:
2

следующие

образовательные

-поддерживают изучение базовых предметов;
-служат для внутрипрофильной специализации и дифференциации обучения, построения индивидуальных учебных планов обучающихся;
-позволяют превысить содержание образования сверх стандарта;
-формируют у учащихся способы организации учебной деятельности;
-способствуют

формированию

компетентностей;

-ориентируют

коммуникативной
в

выборе

и

профиля

социальной
обучения

и

профессиональной карьеры;
-развивают навыки самоопределения, самоорганизации, самоконтроля, выбора
и принятия решения;
-создают условия для общекультурного развития.
2.4.

Элективные курсы могут отличаться разнообразием, мобильностью,

гибкостью, краткосрочностью и чередованием.
2.5.

НЧОУ «Гимназия «Во имя Святых Царственных Страстотерпцев»

реализует один

избранный профиль (однопрофильное образовательное

учреждение) – гуманитарный.
3.

Типы элективных курсов в основной и средней школе

3.1.

В НЧОУ «Гимназия» проектируются элективные курсы трех видов:

предметные, межпредметные и ориентационные.
Предметные элективные курсы - позволяют реализовать интерес
учащегося к учебному предмету, определить готовность и развить способности
к изучению данного предмета на повышенном уровне, подготовиться к выбору
профиля

обучения.

Обеспечивают

для

наиболее

способных

учащихся

повышенный уровень изучения того или иного предмета, развивают
содержание одного из базовых курсов, включая углубление отдельных тем
базовых общеобразовательных программ.
Межпредметные элективные курсы - предполагают выход за рамки
традиционных предметов, знакомят учащихся с комплексными

задачами,

требующими синтеза знаний по ряду предметов, формируют общеучебные и
общекультурные знания, умения и навыки; коммуникативные и социальные
3

компетентности; обеспечивают межпредметные связи и дают возможность
изучения

смежных

предметов

на

профильном

уровне;

поддерживают

мотивацию ученика; способствуют внутрипрофильной специализации.
Ориентационные элективные курсы - создают базу для ориентации
учащихся в мире профессий и в специфике видов деятельности, присущей
каждой из них; поддерживают мотивацию к тому или иному профилю,
позволяют

совершить

профессиональные

пробы

и

проектировать

профессиональную карьеру.
3.2.

Особенности курсов по выбору в основной школе (8-9 класс).

Реализация идеи профильности старшей ступени образования ставит
выпускника основной ступени перед необходимостью совершения
ответственного выбора:

предварительного самоопределения в отношении

профилирующего направления собственной деятельности.
условиями

создания

самоопределению

им

образовательного

учащегося

основной

пространства,
ступени,

Необходимыми
способствующего

является

введение

предпрофильной подготовки через организацию элективных курсов по выбору.
Основная функция элективных

курсов

в 8-9-ом классах

-

профориентационная.
Элективные курсы отличаются разнообразием, краткосрочностью

и

чередованием, являясь своего рода учебными модулями. Их основная задача –
создать условия для самоопределения учащихся в

выборе

способа,

направления и формы дальнейшего образования и профессиональной карьеры.
Элективные курсы в 8- 9 классах выполняют следующие функции:
-продолжают

формирование

общеучебных

умений,

в

том

числе,

предложенных

курсов)

реферирования, проектирования, учебного исследования и т.п.;
-

позволяют

обучающимся

(через

количество

осуществить реальный выбор;
- дают возможность получить информацию о мире профессий и связанных с
ними профессиональных умений и способностей;
- создают условия для самодиагностики и профессионального тестирования;
4

-

развивают

коммуникативные

компетенции,

навыки

самооценки

и

самоорганизации;
- создают условия для интеграции знаний и умений, присвоения системы
знаний.
3.3.

Элективные курсы

определяются по результатам анкетирования

учащихся, родителей и предложений педагогов.
3.4.

Эффективность предпрофильной подготовки

определяется по

результатам аттестации, материалам «Портфолио» учащегося, анкетирования.
4.

Специфические особенности элективных курсов на ступени

профильной подготовки (10-11 классы).
4.1.

Элективные курсы старшей профильной школы определяются

НЧОУ на основе базисного учебного плана. Их основная задача - расширение,
углубление знаний, формирование специфических умений, знакомство с
новыми областями науки в рамках выбранного профиля.
4.2.

Элективные курсы старшей ступени образования выполняют

следующие функции:
-«надстраивают» профильный курс, углубляя его;
-развивают содержание одного из базовых курсов;
-способствуют

удовлетворению

познавательных

интересов

учащихся

в

различных областях;
-позволяют проектировать и подкреплять собственную профессиональную
карьеру.
4.3.

Элективные

курсы

в

10-11

классах

более

системные,

долгосрочные, содержательные, они специфичны для профиля обучения.
4.4.

Выбор курсов осуществляет ученик из предложенного педагогами.

При формировании перечня курсов учитывается заказ учащихся и родителей.
4.5.

Эффективность элективных курсов определяется по результатам

предметных олимпиад,

научно-практических конференций и материалов

анкетирования.
5.

Организация и порядок проведения элективных курсов.
5

5.1. Элективные курсы реализуются за счет гимназического компонента
Учебного плана.
5.2. Руководитель элективного курса определяется приказом директора
гимназии о назначении учебной нагрузки.
5.3. Руководитель элективного курса составляет Рабочую программу в
соответствии с Учебным планом гимназии. Рабочая программа элективного
курса утверждается ежегодно в начале учебного года (до 10 сентября) приказом
директора гимназии.
6.

Программно - методическое обеспечение элективных курсов.

6.1.

Реализация

содержания

элективных

курсов

в

рамках

предпрофильного и профильного обучения обеспечивается:
-программами курсов, утвержденными, рекомендованными или допущенными
Министерством

образования

Российской

Федерации,

программами,

разработанными педагогами гимназии, прошедшими внутреннюю экспертизу
(экспертизу учебной кафедры, методического совета)

и утвержденные

директором гимназии;
-учебными пособиями для обучающихся;
-методическими пособиями для учителя.
6.2.

Программы элективных курсов должны удовлетворять следующим

требованиям:
особенности

-учитывать

гимназистов,

интересующихся

отдельными

предметами;
-знакомить с методами научных исследований, применяемых в науках, которые
интересуют обучающихся;
-опираться на школьную программу, но не дублировать ее, а дополнять и
способствовать формированию исследовательских умений;
-уделять внимание формированию таких умений, как конспектирование
учебного

материала,

наблюдение,

анализ,

систематизация.
6

обобщение,

рефлексия

и

6.3.

Программы

предпрофильной

элективных

подготовки

образовательных

курсов

обучающихся 8-9–х классов

для

и профильного

обучения на старшей ступени общего образования должны быть оформлены в
соответствии

с

требованиями,

предъявляемыми

к

структуре

Рабочей

программы педагогов.
6.4.
отвечать

Содержание знаний, которые включаются в программу, должно
требованиям

государственными

к

подготовке

образовательными

выпускников,

стандартами

и

определяемым

иметь

практико-

ориентированную направленность.
6.5.

Выбор методов обучения определяется условиями, временем

протекания

учебного

процесса,

особенностями

индивидуального

стиля

преподавания и восприимчивостью обучающихся в соответствии с целями и
содержанием элективных курсов.
6.6.

В

качестве

учебной

литературы

по

элективным

курсам

используются учебные пособия для элективных и факультативных курсов, для
кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные
издания, авторские разработки и пособия, имеющие рекомендации к
использованию, образовательные ресурсы Интернета.
6.7.

Эффективность преподавания конкретного курса может быть

подтверждена:
-анализом уровня образованности обучающихся по предметам, связанным с
элективными курсами;
-количественным анализом проектной деятельности обучающихся;
-количеством проведенных исследовательских работ на элективном курсе;
-проведением анкетирования

обучающихся, целью которого является

исследование уровня удовлетворенности гимназистов элективными занятиями;
-результатами участия обучающихся в олимпиадах, конференциях, семинарах,
конкурсах и других мероприятиях.
7.

Оценочная деятельность руководителя элективных курсов

7.1. Для определения уровня достижений обучающихся руководитель
7

элективных курсов

(согласно

п. 8.9

Устава

гимназии )

может

использовать как балльную, так и зачетную систему оценок.
7.2.Критерии оценивания достижений обучающихся устанавливаются в
Пояснительной записке к программе

элективного курса и доводятся до

сведения учеников на первом занятии. Достижения могут быть занесены в
портфолио обучающегося в разделы: проекты, творческие работы, рефераты и
социальная практика.
8.

Ведение документации

8.1.

Список учащихся и прохождение программы элективных курсов с

использованием

зачётной

системы

определения

уровня

достижения

обучающихся фиксируется в специальном журнале.
8.2.

Журнал элективных курсов является финансовым документом,

поэтому при его заполнении необходимо соблюдать правила оформления
классного журнала.
8.3.

Журнал элективных курсов хранится в учебной части гимназии,

проверяется администрацией гимназии.
9.

Права и обязанности обучающихся

9.1.

Учащийся имеет право самостоятельного выбора элективных

курсов в объёме, определённом Учебным планом.
9.2.

Учащийся обязан выполнить программы выбранных элективных

курсов.
10.

Ответственность руководителя элективных курсов

10.1.

Учитель

несёт ответственность за выполнение программы

элективного курса.
10.2.

Учитель

несёт

ответственность

за

ведение

своевременность и правильность отчетов по элективным курсам.

8

документации,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».