ОПК_5-9

Некоммерческое частное общеобразовательное учреждение «Гимназия «Во имя Святых Царственных Страстотерпцев»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ
Директор НЧОУ «Гимназия «Во имя
Святых Царственных Страстотерпцев»
_______________Левина О.В.
приказ № 41 от 1 сентября 2021 года

на заседании Педагогического совета
НЧОУ «Гимназия «Во имя Святых
Царственных Страстотерпцев»
Протокол № 1 от 25 августа 2021 года

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Составил Сергеев Иван Юрьевич
учитель ОПК

2021-2022 учебный год
г. Екатеринбург

Рабочая программа по Основам православной культуры составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой основного общего образования по Основам православной культуры, авторской программы Погорелова С. Т. «Православная культура. Программа для общеобразовательных учреждений кадетских школ – «казачий кадетский корпус», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС), с учетом ключевых положений
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основной образовательной программы общего образования НЧОУ «Гимназия «Во имя Святых Царственных Страстотерпцев» г. Екатеринбурга.
На изучение Основ православной культуры в каждом классе отводится по 0,5 ч. в 5 классе – 17 учебных недель и по 1 ч в неделю в 6-9
классах. 34 учебные недели.

2

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:

Обучающийся получит возможность
для формирования:
- чувства гордости за своё Отечество, народ, культуру и - основ российской гражданской идентичности гуманистических
историю России;
и демократических ценностных ориентаций;
- осознание своей этнической и национальной принад- - целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
лежности;
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- уважительное отношение к иному мнению, вере, рели- - этических чувств, доброжелательности и эмоционально –
гии и культуре других народов.
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания всем
людям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
- осваивать начальные формы познавательной и лично- - преобразовывать практическую задачу в познавательную;
стной рефлексии;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры
- видеть взаимосвязь с мотивами к действию и дейст- действия в новом учебном материале;
виями человека с последствиями этих действий;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполне- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и ния действия и вносить необходимые коррективы в исполнение
товарищей.
как по ходу его реализации, так и в конце действия
Обучающийся научится:
- навыкам смыслового чтения текстов различных стилей
и жанров в соответствии с целями и задачами;
- овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов
в соответствии с содержанием
предмета «Основы православной культуры»;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений
об объекте, его строении, свойствах и связях;

Познавательные
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных условий;

- осмысливать процессы и явления действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием
предмета «Основы православной культуры»;
3

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной
литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном
пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
- слушать собеседника и вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек зре- формулировать собственное мнение и позицию;
ния на оценку событий
- договариваться и приходить к общему решению в со- - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других
вместной деятельности, в том числе в ситуации столкно- людей, отличные от собственной;
вения интересов.
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте,
выделяя два-три существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить
в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение);
-

Обучающийся получит возможность научиться:
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников;
- уметь рассуждать на религиозные темы;
- сопоставлять различные точки зрения;
соотносить научный и христианский взгляд на происхождение
жизни на Земле.

6 КЛАСС
4

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
-понимание ценностей многонационального российского общества;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир
в его единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- доброжелательное отношение к иному мнению, вере,
религии и культуре других народов;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как
собственных поступков, так и поступков окружающих
людей;
- этические чувства, доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание всем людям.

Обучающийся получит возможность
для формирования:
- основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за своё Отечество, народ, культуру и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
- начальным формам познавательной и личностной реф- - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
лексии;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориенти- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в ры действия в новом учебном материале;
новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - рассуждать на религиозные темы;
- видеть взаимосвязь с мотивами к действию и дейст- - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполвиями человека с последствиями этих действий;
нения действия и вносить необходимые коррективы в исполне- различать способ и результат действия.
ние как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Обучающийся научится:

Познавательные
Обучающийся получит возможность научиться:

5

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной
литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном
пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов
в соответствии с содержанием
предмета «Основы православной культуры»;
- уметь сопоставлять библейские и исторические события;
- уметь работать с источниками
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных
объектов на основе выделения сущностной связи;
- устанавливать аналогии.

- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и
письменной формах;
- осмысливать процессы и явления действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием
предмета «Основы православной культуры»;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и
письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей.

Коммуникативные
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
- слушать собеседника и вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек
- допускать возможность существования у людей раз- зрения на оценку событий;
личных точек зрения, в том числе не совпадающих с его - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции друсобственной, и ориентироваться на позицию партнёра в гих людей, отличные от собственной;
общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать соб- формулировать собственное мнение и позицию;
ственную позицию;
- строить понятные для партнёра высказывания, учиты- - адекватно использовать речь для планирования и регуляции
вающие, что партнёр знает и видит, а что нет.
своей деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:
6

- основам православной культуры,
-пониманию их значения для выстраивания конструктивных
отношений в семье и обществе,
- осознанию ценности человеческой жизни;
- первоначальным представлениям о православии, его роли в
становлении российской государственности, развитии культуры;
- определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов
(тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и
справочниках.

- понимать значения духовности, веры для правильной
жизненной ориентации, как человека, так и общества;
- стремлению к нравственному совершенству, основанному на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России.
- анализировать иконописные изображения и картины
- отличать протестантское вероучение и богослужение
от православного;
- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели
их дальнейшего использования
- сопоставлять различные точки зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками
выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

7 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:

Обучающийся получит возможность
для формирования:

- понимание ценностей многонационального российского
общества;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
его единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
- отношение к иному мнению, вере, религии и культуре
других народов;
- этические чувства, доброжелательность и эмоционально
– нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание всем людям;
- основы гражданской идентичности личности в форме
осознания «Я» как гражданина России, чувства соприча-

- основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за своё Отечество, народ, культуру и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.

7

стности и гордости за свою Родину, народ и историю,
осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как
регуляторов морального поведения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
- видеть взаимосвязь с мотивами к действию и действиями - уметь рассуждать на религиозные темы;
человека с последствиями этих действий;
- развивать нравственную рефлексию, совершенствовать
- соотносить нравственные формы поведения с нормами
морально-нравственное самосознание, регулировать собстправославной христианской религиозной морали;
венное поведение на основе традиционных для российского
- выполнять учебные действия в материализованной, гиобщества, народов России духовно-нравственных ценностей;
пермедийной, громкоречевой и умственной форме.
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться
– раскрывать содержание основных составляющих право- -осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
славной христианской культуры, духовной традиции (ре- задачами коммуникации и составлять тексты в устной и
лигиозная вера, мораль, священные книги и места, соору- письменной формах;
жения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный кален- -акцентировать внимание на религиозных, духовнодарь и праздники, нормы отношений между людьми, в нравственных аспектах человеческого поведения при изучесемье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
нии гуманитарных предметов на последующих уровнях обще-ориентироваться в истории возникновения православной го образования;
христианской религиозной традиции, истории её форми- - строить логическое рассуждение, включающее установлерования в России;
ние причинно-следственных связей;
-ориентироваться в истории возникновения православной
8

христианской религиозной традиции, истории её формирования в России;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять поиск необходимой информации для вы- -признавать возможность существования различных точек
полнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собе- зрения на оценку событий;
седника и излагать свое мнение; готовить сообщения по -выстраивать отношения с представителями разных мировыбранным темам;
воззрений и культурных традиций на основе взаимного ува-излагать свое мнение по поводу значения религии, рели- жения прав и законных интересов сограждан;
гиозной культуры в жизни людей и общества;
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции
- адекватно использовать речевые средства для решения других людей, отличные от собственной;
различных коммуникативных задач, строить монологиче- - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собское высказывание, владеть диалогической формой речи.
ственную позицию;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
- основам православной культуры, пониманию их значения для выстраивания конструктивных отношений в семье
и обществе, осознанию ценности человеческой жизни;
- понимать роль православии в становлении российской
государственности, развитии культуры;
- использовать историческую карту как источник инфор-

Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать значения духовности, веры для правильной жизненной ориентации, как человека, так и общества;
- стремлению к нравственному совершенству, основанному
на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций
народов России.
- анализировать иконописные изображения и картины;
9

мации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
- оценивать роль традиционных религий народов России
в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

- отличать протестантского вероучения и богослужения от
православного;
- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их
дальнейшего использования;
-составлять небольшие письменные аннотации к тексту,
отзывы о прочитанном.

8 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
- понимание ценностей многонационального российского
общества;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
его единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
- отношение к иному мнению, вере, религии и культуре
других народов;
- этические чувства, доброжелательность и эмоционально
– нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание всем людям
представления о традиционных религиях народов России,
их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской
(гражданской) этике, основанной на конституционных
обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в

Обучающийся получит возможность
для формирования:
- основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за своё Отечество, народ, культуру и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций
партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства,
устойчивое следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям.

10

Российской Федерации;
- знание основных моральных норм и ориентация на их
выполнение.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
- видеть взаимосвязь с мотивами к действию и действиями - проявлять познавательную инициативу в учебном сочеловека с последствиями этих действий;
трудничестве;
- вносить необходимые коррективы в действие после его - развивать нравственную рефлексию, совершенствовать
завершения на основе его оценки и учёта характера сде- морально-нравственное самосознание, регулировать собстланных ошибок, использовать предложения и оценки для венное поведение на основе традиционных для российского
создания нового, более совершенного результата;
общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учите- - уметь рассуждать на религиозные темы;
лей, товарищей, родителей и других людей.
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться
- осуществлять поиск необходимой информации для вы- - акцентировать внимание на религиозных, духовнополнения учебных заданий с использованием учебной ли- нравственных аспектах человеческого поведения при изучетературы, энциклопедий, справочников (включая элек- нии гуманитарных предметов на последующих уровнях общетронные, цифровые), в открытом информационном про- го образования;
странстве, в том числе контролируемом пространстве Ин- - осуществлять анализ объектов с выделением существенных
тернета;
и несущественных признаков;
- овладевать начальными сведениями о сущности и осо- - строить логическое рассуждение, включающее установлебенностях объектов
в соответствии с содержанием ние причинно-следственных связей;
предмета «Основы православной культуры»;
- осуществлять расширенный поиск информации с использо- ориентироваться в истории возникновения православ- ванием ресурсов библиотек и сети Интернет.
ной христианской религиозной традиции, истории её
формирования в России;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информа11

цию из сообщений разных видов.

Коммуникативные
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
- участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать - признавать возможность существования различных точек
свое мнение;
зрения на оценку событий;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами
- выстраивать отношения с представителями разных мироправославной христианской религиозной морали;
воззрений и культурных традиций на основе взаимного ува- излагать свое мнение по поводу значения религии, рели- жения прав и законных интересов сограждан;
гиозной культуры в жизни людей и общества;
-договариваться и приходить к общему решению в совмест- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего ной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инречевые, средства для решения различных коммуникатив- тересов;
ных задач, строить монологическое высказывание, вла- - учитывать разные мнения и стремиться к координации
деть диалогической формой коммуникации;
различных позиций в сотрудничестве;
- допускать возможность существования у людей различ- - формулировать собственное мнение и позицию.
ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:
- базовым знаниям об основных этапах религиозного развития человеческого общества с древности до наших
дней;
- основам православной культуры, пониманию значения
православия в становлении российской государственности, развитии культуры;
- осознанию ценности человеческой жизни;

Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать значения духовности, веры для правильной жизненной ориентации, как человека, так и общества;
- уважению к мировому и отечественному религиозному наследию, религии и культуре своего и других народов;
- применять исторические и религиозные знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников
своей страны и мира;
12

- работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, и источниками религиозного содержания, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
-раскрывать характерные, существенные черты: а) форм
государственного
устройства
древних
обществ;
б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах; в) религиозных верований
людей в древности;

- способности применять религиозные знания для осмысления
общественных событий и явлений прошлого и современности.
- применять понятийный аппарат религиозного знания и
приемы исторического анализа для раскрытия сущности и
значения событий и явлений прошлого и современности;
- сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- высказывать суждения о значении и месте исторического и
культурного наследия древних обществ в мировой истории.

9 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
- понимание ценностей многонационального российского
общества;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
его единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
- отношение к иному мнению, вере, религии и культуре
других народов;
- доброжелательность и эмоционально –нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание всем людям;
- представления о традиционных религиях народов России,
их роли в культуре, истории и современности, становлении
российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;

Обучающийся получит возможность
для формирования:
- основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за своё Отечество, народ, культуру и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

13

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
- видеть взаимосвязь с мотивами к действию и действиями - развивать нравственную рефлексию, совершенствовать
человека с последствиями этих действий;
морально-нравственное самосознание, регулировать собст- вносить необходимые коррективы в действие после его венное поведение на основе традиционных для российского
завершения на основе его оценки и учёта характера сделан- общества, народов России духовно-нравственных ценноных ошибок, использовать предложения и оценки для соз- стей;
дания нового, более совершенного результата.
-выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного
уважения прав и законных интересов сограждан;
Познавательные
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться
- осуществлять поиск необходимой информации для вы- - акцентировать внимание на религиозных, духовнополнения учебных заданий с использованием учебной ли- нравственных аспектах человеческого поведения при изучетературы, энциклопедий, справочников (включая электрон- нии гуманитарных предметов на последующих уровнях обные, цифровые), в открытом информационном пространст- щего образования;
ве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- рассуждать на религиозные темы.
- овладевать начальными сведениями о сущности и особен- - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего
ностях объектов
в соответствии с содержанием предме- речевые, средства для решения различных коммуникативта «Основы православной культуры»;
ных задач, строить монологическое высказывание, владеть
-ориентироваться в истории возникновения православной диалогической формой коммуникации.
христианской религиозной традиции, истории её формирования в России;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Обучающийся научится:

Коммуникативные
Обучающийся получит возможность научиться:

14

- участвовать в диспутах, слушать собеседника;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами
православной христианской религиозной морали;
- излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

-признавать возможность существования различных точек
зрения на оценку событий;
-выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного
уважения прав и законных интересов сограждан;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и
праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
–на примере православной религиозной традиции понимать
значение традиционных религий, религиозных культур в
жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
- целостному представлению об историческом и религиозном пути человечества, разных народов и государств как
необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о роли православия в истории России;
- умению работать с письменными, изобразительными и
вещественными историческими источниками, и источниками религиозного содержания, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
- давать оценку событиям и личностям отечественной и
всеобщей истории.

Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать значения духовности, веры для правильной жизненной ориентации, как человека, так и общества;
- уважению к мировому и отечественному религиозному наследию, религии и культуре своего и других народов; - применять исторические и религиозные знания для выявления и
сохранения исторических и культурных памятников своей
страны и мира;
- способности применять религиозные знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности.
- сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры Руси
и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

15

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
I. Начало жизни на Земле. Мир окружающий – следствие Творения или эволюции. Причина появления жизни на земле. Теория эволюции. Учение о сотворении мира Богом. Представления о Боге как Творце. Шесть дней творения. Грехопадение первых людей и его последствия. Особенности творения человека. Отличия человека от животных. Причины грехопадения. Последствия грехопадения.
II. Ветхозаветная Церковь среди идолопоклонства. Всемирный потоп и Вавилонская башня в мировой истории. Причины Потопа. События Потопа. История жизни Ноя. Сим, Хам, Иоафет как праотцы существующих народов. Понятие хамства. Вавилонская башня в мировой истории: место, время существования. Причины строительства Башни согласно библейским данным. Причины разделения
языков. Авраам – отец верующих. Праведность Авраама. Ключевые события жизни Авраама. Отношения Авраама и Исаака как образ
взаимоотношений родителей и детей. Явление Троицы.
III. Вера богоизбранного народа. Личность Моисея. История жизни Моисея. Исход евреев из Египта. Египетские казни. Странствие евреев в пустыне. Декалог. Еврейские завоевания. Земля Обетованная. Царь Давид и царь Соломон. Личность царя Давида. Псалтирь.
Взаимоотношения Давида и Саула. Царь Давид как образ идеального царя. 50-ый псалом. Ковчег Завета. Мудрость Соломона. Притчи Соломона. Пророки Илья, Елисей, Иона. Падение Израильского и Иудейского царства. Пророки Исаия, Иеремия, Иезекииль. Персидское владычество. Пророк Даниил. Три отрока в печи вавилонской. Римская империя на рубеже эр. Территория, культурные достижения, религия.
Достижения античной культуры. Иудеи под властью римлян. Ожидание явления в мир Спасителя.
IV. Рождение и основание христианской Церкви. События Боговоплощения. Жизнь Богородицы до Рождества Христова. События Рождества. Вифлеемские младенцы. Поклонение волхвов. Симеон Богоприимец. События Смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа. Моление в Гефсиманском саду. Взятие под стражу. Апостолы Петр и Иуда. Суд. Распятие. Воскресение. Явление ученикам. Вознесение. Рождение Церкви Христовой. Понятие Пятидесятница. Проповедь апостолов. Миссионерство Апостолов Петра и Павла. Призвание
Павла. Миссионерские путешествия Апостолов. Мученическая кончина Апостолов Петра и Павла.
V. Гонения на христиан при императорах – язычниках. Первые христианские общины. Особенности богослужения в древней
Церкви. Катакомбы. Мощи. Апостолы. Дьяконы. Символические изображения в Древней Церкви: рыба, Павлин, Агнец, Пастух и т.д. Отношение евреев к первым христианам. Роль дьяконов в Древней Церкви. Начало гонений на христианство. История жизни и мученической
16

кончины дьякона Стефана. Император Нерон. Причины и начало гонений. Массовые казни христиан. Колизей. Влияние гонений на христиан в Древней Церкви на распространение христианства. Мученики Древней Церкви: житие и мученическая кончина Игнатия Богоносца.
Св. дети- мученики за веру. Св.мчц. Вера, Надежда Любовь. Святые воины. Св. вмч. Георгий Победоносец. Святые врачи: св. Косьма и
Домиан, вмч. Пантелеимон, Лука Войно-Ясенецкий. Церковь и античная культура: апология христианства.
VI. Расцвет христианства на Востоке. Святой император Константин Великий. Жизнь имп. Константина. Расцвет Византийской
Империи и формирование православной христианской культуры. Царица Елена. Обретение Креста Господня. Эдикт Константина. Вселенские Соборы. Ересь. Догмат. Происхождение и назначение Символа веры. Святитель Николай Чудотворец. Житие свт. Николая. Святые Отцы и Учители Церкви: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Начало монашества: преподобные Антоний Великий,
Пахомий. Основатели монашества. Термины: «преподобный», «лавра», «скит», «киновия», «схимник», «монах», «нестяжательство».
Преп. Мария Египетская.
6 КЛАСС
I. Империя Ромеев: священное царство. Расцвет Восточной империи в эпоху Юстиниана. Личность императора Юстиниана. Реформы. Внутренняя и внешняя политика. Религиозная политика. Борьба иконоборцев и иконопочитателей. Начало иконоборческого периода. Император Лев III Исавр. VII Вселенский Собор. Торжество Православия. История возникновения праздника Торжество Православия.
Императрица Феодора. Анализ фрагментов текстов богослужебных книг праздника. Православная иконография. Анализ иконописных
изображений. Собор святой Софии в Константинополе. Фильм «Собор Софии Константинопольской - шедевр византийской архитектуры». Преподобный Иоанн Лествичник. Житие преподобного. «Лествица» - 30 ступеней на небо. Преподобный Иоанн Дамаскин. Житие
святого. Икона Божией Матери «Троеручица» - история написания.
II. Христианство и религия арабских стран. Появление новой религии в арабских странах. Формирование ислама как религия в
начале VII века в юго-западной части Аравийского полуострова. Пророк Мухаммед. Личность пророка. Завоевания арабов на Западе и
Востоке. Завоевания арабов VI –VII веков. Значении арабских завоеваний для современного Ближнего Востока. Коран. 114 глав – сур Корана. Аяты (откровения) - части сур. Исламская культура. Арабская вязь. Соборная мечеть г. Кордова как чудо архитектуры мавританской
Испании
17

III. Развитие христианства на Западе. Отделение Римской Поместной церкви от других Поместных церквей. События, предшествовавшие Великому Расколу 1054 года. Нововведения Римо-Католической Церкви. Филиокве. Чистилище. Примат папы. Монашеские
ордена. Основные монашеские ордена: Бенедиктинцы. Кармелиты. Тевтонский орден. Иезуиты. Крестовые походы: причины и последствия. IV Крестовый поход 1202-1204 гг. – его последствия. Детский крестовый поход 1212 года. Инквизиция и ее последствия. Цели и средства инквизиции. Основные этапы инквизиции в Европе. Католическая культура. Картины, скульптуры, духовные песнопения и архитектурные памятники. Зарождение протестантизма в Европе. Мартин Лютер и его «95 тезисов». Протестантское вероучение и богослужение.
IV. Христианство на Руси. Религиозно-нравственное состояние древних славян. Языческие боги: Перун, Даждьбог, Мокошь. Появление первых христиан на территории Руси. Святые Иоанн и Феодор. Деятельность святых Кирилла и Мефодия. Церковнославянский язык
– язык богослужения. Принятие христианства княгиней Ольгой. Житие святой равноапостольной княгини Ольги. Избрание веры князем
Владимиром. «Повесть временных лет» об «испытание вер» князем Владимиром. Крещение Руси. События, предшествовавшие крещению
князя Владимира и Руси. Национальные особенности русской православной культуры. Зодчество. Иконы. Литература. Икона преп. Андрея
Рублёва Троица. Храм Святой Софии в Киеве. Первые русские митрополиты. Михаил. Леонтий. Первые митрополиты на Руси русского
происхождения: Иларион, Климент Смолячич. Русские князья и Церковь. Житие и мученическая кончина святых страстотерпцев Бориса
и Глеба. Начало русского монашества. Святой преподобный Антоний. Святой преподобный Феодосий. Киево-Печерская Лавра. Жанры
древнерусской литературы: Повесть, Сказание. «Повесть временных лет», «Поучения Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе».
Жанры древнерусской литературы: Слово, Житие. «Слово о полку Игореве», «Слово Даниила Заточника». «Жития Бориса и Глеба»; «Житие Сергия Радонежского», написанное Епифанием Премудрым. Православное зодчество на Руси. Собор Святой Софии в Киеве, собор
Святой Софии в Новгороде. Иконопись Древней Руси: творческое осмысление византийских традиций. Преп. Андрей Рублев, Феофан
Грек, Даниил Черный, Дионисий. Духовная музыка на Руси. Древнерусские церковные песнопения.

18

7 КЛАСС
I. Происхождение Библии, и ее значение в жизни христианина. Географические условия и памятные места Святой земли. Иерусалим. Храм Гроба Господня. Капернаум, Назарет. Кана Галилейская. Священное Писание и Священное Предание Церкви. Состав Библии.
Переводы Библии. История создания и переводов Библии на различные языки. Септуагинта. Вульгата. Синодальный перевод. Значение
Библии в жизни христианина.
II. Пятикнижие Моисеево. Книга Бытия. Летоисчисление от Сотворения Мира. Научный и христианский взгляд на происхождение жизни на Земле. Дни творения. Шестоднев. Сотворение человека. Особенности творения человека. Грехопадение. Понятие «первородный грех». Обетование Спасителя (Быт. 3:15). Праведный Ной и его семья. Сыновья Ноя Сим, Хам и Иафет. Всемирный потоп и вавилонское столпотворение. Ноев ковчег. Радуга. Проклятие Ханаана. Авраам – отец верующих. Призвание Аврама. Встреча у дубравы
Мамре. Рождение Измаила и Исаака. История Исаака и Иакова. Встреча с Ревеккой. Рождение Иакова и Исава. Хитрость Иакова. Бегство. Видение лествицы. Жизнь у Лавана. Лия и Рахиль. 12 сыновей Иакова: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дан, Неффалим,
Гад, Асир, Иосиф, Вениамин. История праведного Иосифа. Сны Иосифа. Продажа в Египет. Заключение в тюрьму. Иосиф перед фараоном. Возвышение Иосифа. Иосиф – прообраз Христа Спасителя.
III. Исход. Египетское рабство. Моисей. Детство Моисея, бегство из Египта. Явление Бога в Неопалимой Купине. Исход из Египта.
Десять казней. Установление Пасхи. Евреи в пустыне. Синайское законодательство. Медный змий. Скиния Завета. Устройство Скинии.
Вселение еврейского народа в Землю Обетованную. Переход через Иордан. Взятие Иерихона. Взятие Гая и Гаваона. Книга Иова. История
праведного Иова. Святой праведный Иов и Царь страстотерпец Николай II.
IV. Эпоха Судей. Судьи: Девора, Гедеон, Самсон, Иеффай. Самуил. Женщина-судья Девора. Избрание Гедеона. «Меч Господа и Гедеонов». Загадки Самсона. Смерть Самсона. Клятва Иеффая.
V. Период Единого царства. Царь Саул и пророк Самуил. Помазание на царство Саула. Отступление Саула. Саул и Давид- история отношений. Царствование Давида. Давид и Нафан. История написания 50 псалма. Царствование Соломона. Начало царствования.
Отступление Соломона от веры. Обетование пророка Ахии. Ровоам и Иеровоам. Книга Екклесиаста. Автор книги.
19

VI. Разделение древнееврейского царства. Царство Израильское и Царство Иудейское. Династии. Пророки. Пророк Илия. Появление пророка. Спор с жрецами Ваала. Взятие на небо. Пророк Елисей. Книга пророка Исаии. Время написания. Личность автора. Пророчества о Мессии. Книга пророка Иеремии. Жизнь пророка. Его взаимоотношения с царями. Смерть пророка. Малые пророки. Осия. Иоиль.
Амос, Авдий. Иона. Михей. Наум. Аввакум. Софоний. Аггей. Захария. Малахия. Время жизни авторов пророчеств. Пророчества о Мессии.
VII. Вавилонский плен и последующие события. История пленения иудейского народа. Благочестивые и неблагочестивые цари
Иудейские. Пророк Иезекииль. Видения пророка. Пророчества о Храме. Вавилон под властью персов. Пророк Даниил. Юность пророка.
Пир Валтасара. Пророчества о Семидесяти Седминах. Возвращение в Палестину. Реформы Ездры. Возрождение Храма. Иудея в период
греческого и римского владычества. Восстание Маккавеев. Иудея перед пришествием Христа Спасителя.
VIII. Ветхий Завет о Мессии – Спасителе. Ветхозаветные прообразы. Ветхий Завет в богослужении. Паремии. Псалмы. Прокимны. Отражение в православной культуре основных событий ветхозаветной истории.
8 КЛАСС
I. Апокрифы (1 ч.) Основные апокрифические сюжеты Новозаветной истории. Рождество Богородицы. Введение во Храм пресвятой Богородицы. Успение Пресвятой Богородицы.
II. Начало евангельской истории (4 ч.) Благовещение Пресвятой Богородицы. Время и место Евангельского события. Рождество Иоанна
Предтечи. Родители Иоанна Крестителя Захария и Елисавета. Евангельское повествование о рождении Иоанна Предтечи. Рождество
Христово. Евангелиста Матфей и Лука о рождестве Христовом. Поклонение пастухов. Поклонение волхвов. Сретение Господне. Священное Предание о Симеоне Богопримце.
III. Начало общественного служения Господа Иисуса Христа (5 ч.) Проповедь Иоанна Крестителя. Евангелие о выходе на проповедь Иоанна Предтечи. Крещение Господне. Икона праздника. Искушение Господа в пустыне. Искушения в жизни христианина. Первые чудеса Господа Иисуса Христа. Чуде в Кане Галилейской, (Ин.2: 1-11); исцеление сына царедворца (Ин. 4:46-54); исцеление слуги сотника (Мф. 8:513). Беседы Иисуса Христа с Никодимом и самарянкой. Толкование святых отцов на Евангельское повествование. Избрание двенадцати
апостолов. Списки Апостолов у Матфея, Марка, Луки и книги Деяний Святых Апостолов.

20

IV. Вторая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа (4 ч.) Нагорная проповедь. Заповеди блаженства. Чем отличаются Заповеди блаженства от Десяти заповедей Ветхого Завета. Соотношение Ветхого и Нового Завета. Сопоставление учения Господа Иисуса Христа и ветхозаветного учения. Учение Господа Иисуса Христа о Царствии Божием в притчах. Притча о сеятеле (Мф. 13:3). Притча о плевелах (Мф. 13:24). Притча о горчичном зерне (Мк. 4:30). Притчи о сокровище в поле и драгоценной жемчужине (Мф. 13:44-45). Чудеса
Господа Иисуса Христа. Усмирение бури (Лк.8:22-24). Хождение по водам (Мф. 14:25). Воскрешение дочери Иаира (Мк.5:38-42). Умножение хлебов (ИН. 6:5-13).
V. Третья Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа (3 ч.) Исповедание Петра. Богословских смысл исповедания. Преображение Господне. Евангельское повествование трех Евангелистов Матфея, Марка, Луки. Евангельские притчи. Притча о блудном сыне
(Лк. 15:11). Притча о милосердном самарянине (Лк.10:30). Притча о мытаре и фарисее (Лк. 18:10).
VI. Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа (6 ч.) Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Тропарь праздника.
Страстная Седмица. Богослужении Страстной Седмицы. Предательство Иуды. Великий Четверг. Тайная Вечеря. Омовение ног. Установ-

ление Таинства Евхаристии. Гефсиманское моление. Моление о Чаше. Выход на Крестные Страдания. Взятие под стражу. Великая Пятница. Суд Синедриона; отречение Петра; суд у Пилата. Приговор. Распятие. Смерть. Погребение. Великая Суббота. Тропарь Великой Субботы. Схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме.
VII. События Воскресения Христова (3 ч.) Воскресенье Христово. Явление воскресшего Христа ученикам. Приход жен-мироносиц ко Гробу, Явлении воскресшего Христа ученикам. На пути в Эммаус. Уверение Фомы. Явление у озера Тивериадского.
Плащаница Иисуса Христа (Туринская Плащаница). «Пятое Евангелие». Вознесение Господне по Евангелиям и Деяниям Апостолов. Тро-

парь праздника.
VIII. Книга Деяния Апостолов (5 ч.) Пятидесятница. Тропарь праздника. Иерусалимская община и первые христианские мученики. Обращение Савла. Апостол «языков» Павел. Проповедь святых Апостолов Петра и Филиппа. Апостольские путешествия святого Апостола Павла. География путешествий Апостола.
IX. Соборные послания святых апостолов (2 ч.) Послания святого Апостола Павла. «Гимн любви». 13 глава Первого Послания Апостола
Павла к Коринфянам. Тема любви в Посланиях святого Апостола Иоанна Богослова.
X. Книга Откровение (Апокалипсис) Иоанна Богослова (1 ч.) Время и место написание. Место книги в богослужении.
21

9 КЛАСС
I. Начало Русской Православной Церкви. Христианство на славянских землях до Крещения Руси. История крещения св. кн. Ольги. Состояние христианства в Крыму и на Кавказе Выбор веры и крещение Руси. Личность св. кн. Владимира. Исторические последствия
выбора православной веры. РПЦ в княжение св. Владимира и Ярослава Мудрого. Деятельность князей Владимира и Ярослава в деле христианского просвещения Руси. Структура РПЦ в киевский период и начало русского монашества. История зарождения русского монашества. Богослужение, гимнография и духовная литература Киевской Руси. «Из Канонических ответов» митр. Иоанна черноризцу Иакову».
Древнерусское знаменное пение.
II. Церковь времен татаро-монгольского ига. Деятельность Александра Невского по спасению русских земель. Взаимоотношения
РПЦ с монголо-татарами и крестоносцами. Личность святого князя Александра Невского. Значение РПЦ в Объединении русских княжеств вокруг Москвы. Деятельность русских митрополитов по сохранению единства РПЦ и объединению Руси вокруг Москвы. Куликовская битва и ее значение в деле освобождения русского народа. Роль преп. Сергия Радонежского в Куликовской битве. Подвиг русского народа. Монашество на Руси и мирное освоение Русского Севера. Понятия: Лавра, митрополит, преподобный, пустынь. «Св. Стефан Великопермский и просвещение Перми». Иконопись и православное зодчество в Средневековой Руси. Понятиями: закомар, кокошник, арка, галерея, барабан, свод, купол, шестерик, восьмерик, шатер. Отличия архитектуры Владимиро-Суздальской от архитектуры Новгородского
земли.
III. Возникновение Православного Московского Царства. Роль Церкви в формировании государственной идеологии. «Москва –
III Рим».
Понятия: секуляризация, скит, старец, стригольники, нестяжание. РПЦ при Иване Грозном. Стоглавый Собор 1551 года. Позиция
РПЦ в эпоху правления Ивана Грозного. Русские святые XV – XVI вв. Преподобный Максим Грек. Святитель Филипп, митрополит Московский. Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси.
IV. Русская Церковь в XVI веке. Смутное время и раскол. Роль Православной Церкви в преодолении Смуты и в борьбе с интервенцией. Земский Собор 1613 г. Исторические документы того времени. Начало правления династии Романовых. Содержание и тенденции
развития отношений светской и духовной властей в Смутное время и после него. Раскол в РПЦ и начало старообрядчества. Реформы пат22

риарха Никона. Значение и последствия церковно-обрядовой реформы патриарха Никона. Понятия: раскол, старообрядчество. Памятники культуры XVII века. Храмы. Иконы. Понятия: парсуна, барокко.
V. Православие в Российской Империи. XVIII век. Государственно-религиозные отношения в Росси в первой половине XVIII века. Утверждение Святейшего Синода. Церковно-административные реформы Петра I. Понятия: Духовный регламент, обер-прокурор, Синод, синодальный период. РПЦ во второй половине XVIII века. Церковные реформы Екатерины II. Положение Церкви в эпоху Дворцовых
переворотов и правления Екатерины II. Святые РПЦ XVIII века. Прп. Серафим Саровский. Свт. Игнатий (Брянчанинов). Свт. Феофан Затворник.
VI. Русская Церковь в эпоху Империи. Отношение государства и Церкви в XIX веке. Общее и особенное в российском опыте секуляризации.
Положение Русской Церкви в период империи. Русские святые XIX века. Оптина пустынь. Амвросий Оптинский. Старчество. Понятие старчества. Славянофилы и западники. А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, П. В. и И. В. Киреевские, И. С. Тургенев и П. Я. Чаадаев. В. П.
Боткин. Особенности течений славянофилов и западников. Православная интеллигенция XIX века. Н. В. Гоголь, А. С. Хомяков И. С. Аксаков, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой. Отношения Церкви и интеллигенции на рубеже XIX-XX вв. Церковь и русское
искусство в XVIII - XIX вв. Религиозные темы в картинах русских художников. Миссионерская деятельность РПЦ в XIX веке. Митрополит
Московский Иннокентий. Основные направления миссионерской деятельности РПЦ в XIX в.
VII. РПЦ во время революции и гражданской войны. Русская религиозная философия начала XX века. В.С. Соловьев. Н. А. Бердяев. П. А. Флоренский. Революция 1905-1907 гг. и Православная Церковь. Церковь во время революции 1917 г. и гражданской войны.
Изменение положения РПЦ и управление ею в ходе революции. Поместный Собор 1917 г. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея
Руси.
VIII. Православная Церковь в XX веке. Церковь при Советской власти. Начало гонений и массовых репрессий. Причины гонений
и репрессий на Церковь при Советской власти. Подвиг Новомучеников и Исповедников российских. Икона «Собор новомучеников Российских». РПЦ в годы ВОВ. Восстановление патриаршества. Гонения на Церковь после смерти Сталина. Основные документы Хрущева, направленные против Церкви. Развитие РПЦ в 70-80 гг. Возрождение православной культуры. Положение Русской Православной Церкви в
современном мире.
23

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
5 КЛАСС
№ П/П

ТЕМЫ

I.

Начало жизни на Земле.
Мир окружающий – следствие Творения или эволюции. Грехопадение первых людей и его последствия.
Ветхозаветная Церковь среди идолопоклонства.
Всемирный потоп и Вавилонская башня в мировой истории.
Авраам – отец верующих
Вера богоизбранного народа.
Личность Моисея. Исход евреев из Египта.
Еврейские завоевания. Царь Давид и царь Соломон.
Пророки Илья, Елисей, Иона. Падение Израильского и Иудейского царства. Персидское владычество.
Римская империя на рубеже эр. Достижения античной культуры. Ожидание явления в мир Спасителя.
Рождение и основание христианской Церкви.
События Рождества, Смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа.
Рождение Церкви Христовой. Миссионерство Апостолов Петра и Павла.
Гонения на христиан при императорах – язычниках.
Первые христианские общины. Начало гонений на христианство.
Мученики Древней Церкви.
Церковь и античная культура: апология христианства.
Расцвет христианства на Востоке.
Святой император Константин Великий.
Вселенские Соборы.
Святитель Николай Чудотворец.
Святые Отцы и Учители Церкви: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
Начало монашества: преподобные Антоний Великий, Пахомий. Преподобная Мария Египетская
ВСЕГО

II.

III.

IV.

V.

VI.

24

КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ

1
1
2
1
1
4
1
1
1
1
2
1
1
3
1
1
1
5
1
1
1
1
1
17

6 КЛАСС
№ П/П
I.

II.

III.

IV.

ТЕМЫ
Империя Ромеев: священное царство.
Расцвет Восточной империи в эпоху Юстиниана.
Борьба иконоборцев и иконопочитателей.
Торжество Православия.
Православная иконография.
Собор святой Софии в Константинополе.
Преподобный Иоанн Лествичник.
Преподобный Иоанн Дамаскин.
Христианство и религия арабских стран.
Появление новой религии в арабских странах.
Пророк Мухаммед.
Завоевания арабов на Западе и Востоке.
Коран.
Исламская культура.
Развитие христианства на Западе.
Отделение Римской Поместной церкви от других Поместных церквей.
Нововведения Римо-Католической Церкви.
Монашеские ордена. Крестовые походы: причины и последствия.
Инквизиция и ее последствия.
Католическая культура.
Зарождение протестантизма в Европе.
Протестантское вероучение и богослужение.
Христианство на Руси.
Религиозно-нравственное состояние древних славян.
Появление первых христиан на территории Руси.
Деятельность святых Кирилла и Мефодия.
Принятие христианства княгиней Ольгой
Избрание веры князем Владимиром.
Крещение Руси.
Национальные особенности русской православной культуры.
25

КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
7
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1

Первые русские митрополиты.
Русские князья и Церковь.
Начало русского монашества.
Жанры древнерусской литературы: Повесть, Сказание.
Жанры древнерусской литературы: Слово, Житие.
Православное зодчество на Руси.
Иконопись Древней Руси: творческое осмысление византийских традиций.
Духовная музыка на Руси.

1
1
1
1
1
1
1
1

7 КЛАСС
№ П/П
I.

II.

III.

ТЕМЫ
Происхождение Библии, и ее значение в жизни христианина.
Географические условия и памятные места Святой земли.
Священное Писание и Священное Предание Церкви.
Переводы Библии.
Пятикнижие Моисеево. Книга Бытия.
Летоисчисление от Сотворения Мира. Дни творения.
Сотворение человека. Грехопадение.
Праведный Ной и его семья.
Всемирный потоп и вавилонское столпотворение.
Авраам – отец верующих.
История Исаака и Иакова.
История праведного Иосифа.
Исход.
Египетское рабство. Моисей.
Исход из Египта.
Евреи в пустыне.
Скиния Завета.
Вселение еврейского народа в Землю Обетованную.
26

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
3
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1

IV.
V.

VI.

VII.

VIII.

Книга Иова.
Эпоха Судей.
Судьи: Девора, Гедеон, Самсон, Иеффай. Самуил.
Период Единого царства.
Царь Саул и пророк Самуил.
Царствование Давида.
Царствование Соломона.
Книга Екклесиаста.
Разделение древнееврейского царства.
Царство Израильское и Царство Иудейское.
Пророк Илия.
Книга пророка Исаии.
Книга пророка Иеремии.
Малые пророки.
Вавилонский плен и последующие события.
История пленения иудейского народа.
Пророк Иезекииль.
Вавилон под властью персов. Пророк Даниил.
Возвращение в Палестину.
Иудея в период греческого и римского владычества.
Ветхий Завет о Мессии – Спасителе.
Ветхозаветные прообразы.
Ветхий Завет в богослужении. Паремии. Псалмы. Прокимны.
Отражение в православной культуре основных событий ветхозаветной истории.
ВСЕГО:

1
1
1
4
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
3
1
1
1
34

8 КЛАСС
№ П/П
I.
II.

ТЕМЫ
Апокрифы.
Основные апокрифические сюжеты Новозаветной истории.
Начало евангельской истории.
27

КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
1
1
4

III.

IV.

V.

VI.

VII.

VIII.

Благовещение Пресвятой Богородицы.
Рождество Иоанна Предтечи.
Рождество Христово.
Сретение Господне.
Начало общественного служения Господа Иисуса Христа.
Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Господне.
Искушение Господа в пустыне.
Первые чудеса Господа Иисуса Христа. Претворение воды в вино. Исцеление сына царедворца. Исцеление слуги сотника.
Беседы Иисуса Христа с Никодимом и самарянкой.
Избрание двенадцати апостолов.
Вторая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа.
Нагорная проповедь. Заповеди блаженства.
Соотношение Ветхого и Нового Завета.
Учение Господа Иисуса Христа о Царствии Божием в притчах.
Чудеса Господа Иисуса Христа.
Третья Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа.
Исповедание Петра.
Преображение Господне.
Евангельские притчи. Притча о блудном сыне. Притча о милосердном самарянине. Притча о мытаре и
фарисее.
Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа.
Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим.
Страстная Седмица.
Великая Среда: Предательство Иуды. Великий Четверг: Тайная Вечеря.
Гефсиманское моление. Выход на Крестные Страдания.
Великая Пятница. Суд Синедриона; отречение Петра; суд у Пилата. Приговор. Распятие. Смерть. Погребение.
Великая Суббота.
События Воскресения Христова.
Явление воскресшего Христа ученикам.
Плащаница Иисуса Христа (Туринская Плащаница).
Вознесение Господне по Евангелиям и Деяниям Апостолов.
Книга Деяния Апостолов.
28

1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
5

IX.

X.

Пятидесятница.
Иерусалимская община и первые христианские мученики.
Обращение Савла.
Проповедь святых Апостолов Петра и Филиппа.
Апостольские путешествия святого Апостола Павла.
Послания святых апостолов.
Послания святого Апостола Павла. «Гимн любви».
Тема любви в Посланиях святого Апостола Иоанна Богослова.
Книга Откровение (Апокалипсис) Иоанна Богослова.
Время и место написание. Место книги в богослужении.
ВСЕГО:

1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
34

9 КЛАСС
№ П/П

I.

II.

III.

IV.

ТЕМЫ

Начало Русской Православной Церкви.
Христианство на славянских землях до Крещения Руси.
Выбор веры и крещение Руси.
РПЦ в княжение св. Владимира и Ярослава Мудрого.
Структура РПЦ в киевский период и начало русского монашества.
Богослужение, гимнография и духовная литература Киевской Руси.
Церковь времен татаро-монгольского ига.
Деятельность Александра Невского по спасению русских земель.
Значение РПЦ в Объединении русских княжеств вокруг Москвы.
Куликовская битва и ее значение в деле освобождения русского народа.
Монашество на Руси и мирное освоение Русского Севера.
Иконопись и православное зодчество в Средневековой Руси.
Возникновение Православного Московского Царства.
Роль Церкви в формировании государственной идеологии.
РПЦ при Иване Грозном. Стоглавый Собор 1551 года.
Русские святые XV – XVI вв. Преподобный Максим Грек. Святитель Филипп, митрополит Московский.
Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси.
Русская Церковь в XVI веке. Смутное время и раскол.
29

КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ

5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
3
1
1
1
4

V.

VI.

VII.

VIII.

Роль Православной Церкви в преодолении Смуты и в борьбе с интервенцией.
Земский Собор 1613 г. Начало правления династии Романовых.
Раскол в РПЦ и начало старообрядчества. Реформы патриарха Никона.
Памятники культуры XVII века. Храмы. Иконы.
Православие в Российской Империи. XVIII век.
Государственно-религиозные отношения в Росси в первой половине XVIII века. Утверждение Святейшего Синода.
РПЦ во второй половине XVIII века. Церковные реформы Екатерины II.
Святые РПЦ XVIII века. Прп. Серафим Саровский. Свт. Игнатий (Брянчанинов). Свт. Феофан Затворник.
Русская Церковь в эпоху Империи.
Отношение государства и Церкви в XIX веке.
Русские святые XIX века. Оптина пустынь. Амвросий Оптинский. Старчество.
Славянофилы и западники. А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, П. В. и И. В. Киреевские, И. С. Тургенев и П.
Я. Чаадаев. В. П. Боткин.
Православная интеллигенция XIX века. Н. В. Гоголь, А. С. Хомяков, И. С. Аксаков, И. В. Киреевский, Ф.
М. Достоевский, Л. Н. Толстой.
Церковь и русское искусство в XVIII - XIX вв. Религиозные темы в картинах русских художников.
Миссионерская деятельность РПЦ в XIX веке. Митрополит Московский Иннокентий.
РПЦ во время революции и гражданской войны.
Русская религиозная философия начала XX века. В.С. Соловьев. Н. А. Бердяев. П. А. Флоренский.
Революция 1905-1907 гг. и Православная Церковь.
Церковь во время революции 1917 г. и гражданской войны. Поместный Собор 1917 г.
Православная Церковь в XX веке.
Церковь при Советской власти. Начало гонений и массовых репрессий.
Подвиг Новомучеников и Исповедников российских.
РПЦ в годы ВОВ. Восстановление патриаршества.
Гонения на Церковь после смерти Сталина.
Развитие РПЦ в 70-80 гг. Возрождение православной культуры.
ВСЕГО:

30

1
1
1
1
3
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
5
1
1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».