На сцене оживали исторические персонажи

«Праздник людей, которые любят историю», – так охарактеризовала традиционный исторический фестиваль его главный организатор и ведущая Алина Анатольевна Смагина на его открытии. Действительно, к фестивалю, который прошел 19 марта в гимназии, увлеченно готовились все классы. Каждый из них получил задание представить свою историческую эпоху: пятый класс – античный мир, шестой – Древняя Русь, седьмой – Средние века в России, восьмой – XVIII век, девятый – ХХ век. Всего подобных фестивалей уже прошло полтора десятка, и ни один не был поход на предыдущий. Вот и у нынешнего была своя особенность: требовалось раскрывать исторические образы и события через их отношения с литературой или иными письменными источниками. И повод для этого – 620-летие со дня рождения изобретателя печатного станка Иоганна Гутенберга. Начало фестиваля – это представление каждым классом своих «визиток» с учетом заданного исторического периода. Пятиклассники вышли в образах древнегреческих богов и богинь, а также героев произведений Гомера, танцевали греческий танец «Сиртаки» и даже устроили шуточный рэп-баттл между античными авторами – Гомером и Гесиодом. Главный герой у шестиклассников – летописец Нестор, деятельность которого трактована была, конечно, весьма вольно, но зато весело и с народными танцами. Очень живописными оказались представленные семиклассниками царь Иван Грозный и князь Курбский, состоявшие в переписке, отрывки из которой были зачитаны. Целую плеяду литературных деятелей времен Екатерины II «вывели на сцену» восьмиклассники – «читали рэп» Радищев и Новиков, пели Державин и Ломоносов, декламировал строки из своего произведения Фонвизин. Поэтическими вариациями в стиле Маяковского, Есенина, Симонова и Пастернака на тему стихотворения А. Барто про упавший в воду танин мяч порадовали зрителей девятиклассники. После своего выступления каждый класс отвечал на непростой литературный вопрос, касающийся заданного периода и подготовленный десятиклассниками, которые выступили в качестве помощников организаторов фестиваля. Нужно было узнать, какое-то произведение, кто его автор и какие исторические события в нем описаны. Например, восьмиклассникам досталась «Полтава» Пушкина, а шестиклассникам – отрывок из народной былины об Илье Муромце. Отдельное испытание ожидало капитанов команд, им нужно было назвать как можно больше исторических личностей и событий, связанных с определенным городом, среди которых оказались Берлин, Санкт-Петербург, Париж, Киев, Афины. С особенным интересом зрители встретили конкурс исторической рекламы. Пришлось приложить максимум своей фантазии, чтобы наглядно на сцене прорекламировать какой-то исторический артефакт. Но талантливые гимназисты справились с этой непростой задачей. Восьмой класс очень любопытно прорекламировал, например, парики, а шестой – «кулак пшена», который был мерилом стоимости на древней новгородской ярмарке. Юные интеллектуалы искали правильные ответы в конкурсе «Современники», где нужно было определить, являются ли современниками две исторических личности, чьи портреты появлялись на большом экране. Не все ответы были верными, но в большинстве случаев гимназисты показали, что обладают хорошими знаниями, хотя, как признались семиклассники, этот конкурс был самым сложным для них. – Каждый год на фестивальной сцене мы видим калейдоскоп идей, калейдоскоп подходов к теме – заранее даже сложно представить себе, чем дети нынче будут удивлять, ведь они свою подготовку держат в секрете, – рассказала Алина Анатольевна. – Эти выступления – та самая «живая» история, дети ее могут прочувствовать, «прожить» какие-то моменты на сцене. О таком подходе мечтает, наверное, каждый учитель истории, и мы его реализуем. В итоге, после подсчета всех баллов, победу присудили дебютантам – пятиклассникам, но каждый класс получил награду в определенной номинации, а некоторые – даже в нескольких. Фестиваль завершен, а особая, литературно-историческая, атмосфера в зале и в памяти ребят еще останется надолго.